Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 135

Интересный гарвардский степ-тест на определение выносливости: правила проведения и вероятные ошибки

Степ-тест

Степ-тест – это ещё один простейший способ проверить состояние своего сердца и уровня физической подготовки. Проводите его регулярно, каждый месяц. Результаты заносите в свой дневник.

Чтобы провести этот тест, вам понадобится обычная ступенька в подъезде или на крыльце дома и секундомер. Также подойдёт любой крепкий предмет (например, степ-платформа, низкая скамья, табурет, ящик) высотой 17-25 см. Строго говоря, высота ступеньки будет влиять на результаты, однако, для простой проверки общего состояния сердца вполне достаточно такой точности.

Встаньте перед ступенькой и начните зашагивать на неё поочерёдно то одной ногой, то другой. Делайте это ритмично с частотой примерно 60 зашагиваний в минуту. То есть на каждый шаг и возврат должно уходить около 1 секунды.

Выполняйте это упражнение в течение 3 минут ровно. После этого сразу же начните подсчёт своего пульса за 1 минуту. Не за 10 секунд с последующим умножением на 6, а именно за минуту. Полученный результат сверьте с этой таблицей:

Ур овень подготовки 18-25

лет

26-35

лет

36-45

лет

46-55

лет

56-65

лет

65+
Отличный Ниже 79 Ниже 81 Ниже 83 Ниже 87 Ниже 86 Ниже 88
Хороший 79-89 81-89 83-96 87-97 86-97 88-96
Выше среднего 90-99 90-99 97-103 98-105 98-103 97-103
Средний 100-105 100-107 104-112 106-116 104-112 104-113
Ниже среднего 106-116 108-117 113-119 117-122 113-120 114-120
Слабый 117-128 118-127 120-130 123-132 121-129 121-130
Очень слабый Выше 128 Выше 128 Выше 130 Выше 132 Выше 129 Выше 130

Что делать с этими показателями?

— Если у вас отличный или хороший уровень подготовки, ваши тренировки могут включать в себя минимум низкоинтенсивного кардио. И это же означает, что для вас открыты двери в силовые тренировки, круговые тренировки и в интервальный кардиотренинг. Вы довольно легко выдержите эти методы, и они принесут вам очень ощутимый результат, поскольку интенсивность занятий может быть достаточно высокой.

Высокий показатель теста может означать, что вы уже давно занимаетесь бегом или от природы имеете большой ударный объём сердца, что очень хорошо.

— Если ваш уровень подготовки близок к среднему, следовательно, ваши тренировки необходимо дополнять низкоинтенсивным кардиотренингом для увеличения ударного объёма сердца. Это означает, что трижды в неделю вам необходимо проводить хотя бы получасовые тренировки в аэробной зоне (о ней также будет отдельный пост). Ощутимый результат (фиксируемый степ-тестом) от этих занятий будет заметен через 2 и более месяцев.

— Если ваш уровень подготовки слабый или очень слабый, необходимо начать ежедневные прогулки на всё более увеличивающееся расстояние. А когда длительность прогулок за день достигнет 1,5-2 часов, переходить на прогулки по холмистой местности или низкоинтенсивный бег для увеличения ударного объёма сердца. Начинать силовые, жиросжигающие или какие-либо ещё тренировки с этим уровнем подготовки не следует, пока не будет достигнут хотя бы средний уровень.

36 Тест Руфье-Диксона. Методика проведения. Расчет и оценка показателя.

Проба
Руфье — Диксона
 представляет
собой нагрузочный комплекс, предназначенный
для оценки работоспособности сердца
при физической нагрузке.

Существуют
прямые и косвенные, простые и сложные
методы определения PWC. К числу простых
и косвенных методов определения PWC
относят функциональную пробу Руфье и
ее модификацию — пробу Руфье —
Диксона, в которых используются значения
частоты сердечных сокращений в различные
по времени периоды восстановления после
относительно небольших нагрузок.

Проба
Руфье
.
У испытуемого, находящегося в положении
лежа на спине, в течение 5 мин определяют
число пульсаций за 15 с (P1); затем в течение
45 с испытуемый выполняет 30 приседаний.
После окончания нагрузки испытуемый
ложится, и у него вновь подсчитывается
число пульсаций за первые 15 с (Р2), а
потом — за последние 15 с первой минуты
периода восстановления (Р3). Оценку
работоспособности сердца производят
по формуле:

Индекс
Руфье
=
(4*(Р1 + Р2 + Р3) — 200 )/10

Результаты
оцениваются по величине индекса от 0 до
15. Меньше 3 — хорошая работоспособность;
3—6 — средняя; 7—9 — удовлетворительная;
10—14 — плохая (средняя сердечная
недостаточность); 15 и выше (сильная
сердечная недостаточность)

Есть
и другие модификации расчета: ((Р2-70) +
(Р3-Р1))/10

Полученный
индекс Руфье—Диксона расценивается
как:

хороший
— 0,1 – 5;

средний —
5,1 – 10;

удовлетворительный —
10,1 – 15;

плохой —
15,1 – 20.

Гарвардский
степ-тест
.
Эта проба была разработана в Гарвардской
лаборатории по изучению утомления под
руководством D. В. Dilla (1936). Тест заключается
в подъемах на скамейку высотой 50,8 см
с частотой 30 раз в 1 мин. Если испытуемый
утомится и не сможет поддерживать
заданный темп, подъемы прекращаются и
тогда фиксируется продолжительность
работы в секундах до момента снижения
темпа. Однако длительность упражнения
не должна превышать 5 мин.

Каждый
подъем выполняется на 4 счета (лучше под
метроном):

раз —
одной ногой на ступеньку,

два —
другой,

три —
одной ногой на пол,

четыре —
другой.

Высота
ступеньки и длительность нагрузки
зависят от пола, возраста и величины
поверхности тела.

Сразу
после прекращения упражнения у
испытуемого, находящегося в положении
сидя, измеряют ЧСС.
Число пульсации подсчитывается в
интервалах между 1 мин и 1 мин 30 с (P1) между
2 мин и 2 мин 30 с (Р2) и между 3 мин и 3 мин
30 с (Р3) восстановительного периода. По
продолжительности выполненной работы
и количеству ударов пульса вычисляют
индекс (ИГСТ), позволяющий судить о
функциональном состоянии сердечно-сосудистой
системы. ИГСТ рассчитывается по полной
или сокращенной формуле:

ИГСТ
= t x 100/(P1+P2+P3)х 2

где
t — время восхождения (в сек); P1, P2 и
P3 — частота пульса за 1, 2 и 3 мин
восстановления (подсчитывается в первые
30 с каждой минуты).

Существует
также упрощенная формула индекса
гарвардского степ-теста, применяемая
при массовых обследованиях:

ИГСТ=
t x 100 / f x 5,5

где
t — время восхождения в секундах, f—
частота сердечных сокращений (ЧСС).

37
Определение общей работоспособности
по данным пробы
PWС150
и
PWC170.
Методика проведения велоэргометрического
варианта. Принцип определения
нагрузки
для первой и второй ступени пробы. Расчет
и оценка показателей.
Методы
тестирования физической работоспособности
инвалидов и лиц с от
клонениями
в состоянии здоровья. Методики проведения,
критерии оценки

Проба
PWC170. Теоретическим базисом пробы PWC170
являются две физиологические
закономерности:

1)
учащение сердцебиения при мышечной
работе прямо пропорционально ее
интенсивности (мощности или скорости);

2)
степень учащения сердцебиения при
непредельной физической нагрузке
обратно пропорциональна функциональным
возможностям сердечно-сосудистой
системы, являющимся косвенным критерием
общей физической работоспособности.

Основу
пробы PWC170 составляет определение той
мощности физической нагрузки, при
которой ЧСС достигает 170 уд./мин, т.е.
уровня оптимального функционирования
кардиореспираторной системы.

Следует
иметь в виду, что предельно допустимая
высота ступеньки составляет 50 см, а
наибольшая частота восхождений — 30 в 1
мин. При необходимости увеличение
мощности нагрузки может быть достигнуто
за счет искусственного отягощения.

Оценка
полученных данных производится на
основании относительных величин
показателя PWCno, которые рассчитывают
как частное от деления абсолютных
значений (кгм/мин или вт/мин) на кг массы
тела (кгм/мин-кг или вт/мин кг)

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

1. Комплект разновысоких степ-платформ для проведения функционально-нагрузочных тестов, содержащий, по меньшей мере, две степ-платформы, отличающийся тем, что каждая из последующих степ-платформ имеет геометрические размеры меньшие, чем предыдущая, при этом каждая из степ-платформ комплекта выполнена в форме полой тонкостенной усеченной четырехугольной пирамиды, углы наклона боковых поверхностей к основанию которой выполнены острыми с максимальным приближением к прямым углам, причем величины вышеназванных углов выбраны из условия обеспечения возможности выемки платформ из литьевой пресс-формы и возможности вложения одной платформы на максимальную глубину в другую, при этом с наружной стороны верхняя рабочая поверхность каждой платформы выполнена противодействующей скольжению, с внутренней стороны каждая платформа содержит продольные и поперечные ребра жесткости, а две оппозитно расположенные боковые стороны каждой платформы снабжены выдавленными по всей высоте ее выступами, образующими между собой пазы и имеющими в поперечном сечении трапециевидную форму, размеры выступов и ширина пазов выбраны из условия возможности при стыковке платформ размещения выступов одной степ-платформы в пазах другой, комплект также дополнительно содержит коврик из эластомерного материала с высоким коэффициентом трения, на наружной поверхности которого расположены стыковочные элементы, выполненные с возможностью размещения во внутренних полостях трапецеидальных выступов платформ при стыковке.

2. Комплект по п.1, отличающийся тем, что степ-платформы выполнены из полипропилена.

3. Комплект по п.1, отличающийся тем, что степ-платформы выполнены из цветного полипропилена — красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, голубого цветов.

4. Комплект по п.1, отличающийся тем, что в срединной части боковой поверхности выполнена выемка, представляющая собой прямоугольное углубление с клинообразно расширяющимися к основанию боковыми сторонами.

5. Комплект по п.4, отличающийся тем, что на наибольшей по высоте платформе в нижней части клинообразного расширяющегося углубления расположена ручка в форме отрезка П-образного профиля, соединяющего боковые стороны выемки.

6. Комплект по пп.1-5, отличающийся тем, что ширина коврика выбрана из условий его вложения по диагонали в собранный комплект степ-платформ.

7. Комплект по пп.1-5, отличающийся тем, что рабочая поверхность каждой из платформ комплекта снабжена углублениями для установки шильдов с логотипами и/или техническими характеристиками платформ.

8. Способ изготовления комплекта разновысоких платформ для проведения функционально нагрузочных тестов по пп.1-7, включающий изготовление пресс-формы, содержащей матрицу и пуансон, с геометрией, обеспечивающей заданную форму степ-платформы, последующее термопрессовое литье в пресс-форму расплавленного полимера и получение готовой платформы, причем степ-платформы меньшего геометрического размера получают путем отрезки от степ-платформ большего размера.

9. Способ по п.8, отличающийся тем, что для исключения усадочных деформаций при остывании степ-платформ внутрь последних, на период их остывания, вкладывают распорки ответной формы, соответствующей внутренней геометрии степ-платформы.

Аудитория для степ-тестирования

Исходя из первоначальных целей разработки оценочного способа, прежде всего, тест практикуется профессиональными легкоатлетами, лыжниками и другими спортсменами. Кроме того, использование данного метода рекомендовано людям, начинающим активные тренировки для определения уровня готовности к нагрузкам, спортсменам-любителям, в целях разработки сбалансированной программы тренировок, профессиональным спасателям, пожарным, работникам ГДЗС (газодымозащитной службы).

Для последней категории людей, чаще, применяется проба PWC170 (модификация степ-теста). Аббревиатура расшифровывается, как Рhysical working capacit (в переводе с английского – физическая способность к работе), цифрой обозначаются сердечные сокращения в максимальном пределе. К тестированию допускаются дети с 8 лет. Верхней черты ограничения по возрасту нет. Также отсутствуют и гендерные критерии.

Исследование не проводится, если у человека имеются хронические болезни сосудов и сердца, диагностированные патологии опорно-двигательного аппарата. Релятивным (временными или относительными) противопоказаниями являются:

  • простудно-вирусные инфекции;
  • период менструации у женщин;
  • гипертермия (повышенная температура);
  • мышечная слабость, усталость.

При стабилизации состояния, прохождение степ-теста разрешается.

How did you go?

The lower your heart rate is after the test, the fitter you are. Compare your heart rate results to the table below. Remember, these scores are based on doing the tests
as described, and may not be accurate if the test is modified at all. This home step test is based loosely on the Canadian Home Fitness Test and the results below are also based from data collected from performing this test. Don’t worry too much about how you rate — just try and improve your own
score.

3-Minute Step Test (Men) — Heart Rate

Age 18-25 26-35 36-45 46-55 56-65 65+
Excellent <79 <81 <83 <87 <86 <88
Good 79-89 81-89 83-96 87-97 86-97 88-96
Above Average 90-99 90-99 97-103 98-105 98-103 97-103
Average 100-105 100-107 104-112 106-116 104-112 104-113
Below Average 106-116 108-117 113-119 117-122 113-120 114-120
Poor 117-128 118-128 120-130 123-132 121-129 121-130
Very Poor >128 >128 >130 >132 >129 >130

3-Minute Step Test (Women) — Heart Rate

Age 18-25 26-35 36-45 46-55 56-65 65+
Excellent <85 <88 <90 <94 <95 <90
Good 85-98 88-99 90-102 94-104 95-104 90-102
Above Average 99-108 100-111 103-110 105-115 105-112 103-115
Average 109-117 112-119 111-118 116-120 113-118 116-122
Below Average 118-126 120-126 119-128 121-129 119-128 123-128
Poor 127-140 127-138 129-140 130-135 129-139 129-134
Very Poor >140 >138 >140 >135 >139 >134

Share:

Related Pages

  • See other home fitness tests
  • A Home Fitness Testing Kit — the basics required for you to test yourself at home
  • Read the General Step Test procedure, and other step tests:
    • Harvard Step Test
    • Queens College Step Test
    • Chester Step Test
    • Canadian Home Fitness Test
    • Sharkey Step Test.
  • Videos of Step tests being performed.
  • about a Step Test iphone app
  • Step up fitness training exercises at the beach or during pregnancy
  • More information on measuring
    heart rate

Особенности тестирования и оценки общей физической работоспособности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей и подростков

Когда речь идет о
тестировании общей физической
работоспособности у детей и подростков,
необходимо учитывать присущие им
особенности функционального обеспечения
мышечной работы:

1) небольшой диапазон
резервных возможностей как вегетативных,
так и метаболических систем организма;

2) невысокую
эффективность систем вегетативного
обеспечения (при этом под эффективностью
понимается отношение конечного результата
к затратам на него);

3) низкий уровень
анаэробного гликолитического компонента
физической работоспособности .

Кроме этого, при
определении уровня общей физической
работоспособности детей и подростков
следует иметь в виду также отдельные
периоды растущего организма.

Подходы к тестированию
общей физической работоспособности
детей и подростков принципиально не
отличаются от применяемых при тестировании
взрослых людей. Однако некоторые различия
все же имеются.

Использование
велоэргометрических тестов для детей
младше 10-12 лет принято считать недостаточно
обоснованным и физиологически
некорректным, если применяют стандартные
велоэргометры.

При степэргометрическом
тестировании данного контингента
рекомендуют выбирать ступеньки допустимых
для детей размеров (высоты). При этом в
качестве критерия соответствия используют
длину ноги.

Ряд
специалистов считают целесообразным
применять в подобных случаях однократные
нагрузки, о чем уже сказано выше. Однако,
по мнению
В.Л.Карпмана
с соавторами (1988), при определении
индивидуальной величины PWC
данным способом ошибка может достигать
размеров, сопоставимых с измеряемой
величиной и даже превышающих ее.

Нередко, в связи
с терминологическим отождествлением
общей физической работоспособности и
функционального состояния сердечно-сосудистой
системы, предлагают использовать целый
ряд проб с недозированными кратковременными
нагрузками: Леви-Гориневской (30 подскоков
на высоту 3-4 см в течение 15 секунд или
60 подскоков в течение 30 секунд), пробу
Мартине (20 приседаний), пробу Кевдина
(40 приседаний) и другие. При этом в данных
пробах рекомендуют для повышения их
диагностической значимости осуществлять
дополнительно регистрацию артериального
давления и рассчитывать соответствующие
показатели (качество реакции, двойное
произведение, тренд пульса, тренд
артериального давления, индекс трендов).

Специальные
исследования, посвященные принципам
тестирования и оценки общей физической
работоспособности у детей и подростков
были проведены С.А. Локтевым, Г.А. Макаровой
и Т.Г.Сулимовой с соавт.(1999). Их результаты
показали следующее.

Надежным
способом определения показателя PWC170
является одномоментная 9 минутная
нагрузка ступенчато возрастающей
мощности. Это связано с тем, что в ряде
случаев имеет место отчетливый «отскок»
значений ЧСС в ответ на I
нагрузку, что связано с высокой
эмоциональной лабильностью детей и
подростков. В подобных случаях для
расчета показателя PWC170,
что естественно, должны использоваться
второе и третье значения ЧСС. Если же
подобного «отскока» нет, то
выравнивающая кривая, построенная по
трем точкам, дает возможность получить
более надежный результат, чем построение
по двум точкам.

Возрастная
динамика показателя PWC170
у детей и подростков выглядит следующим
образом: 7-9 лет — 20,03+1,02;
10-12лет — 18,86+1,03;
13-15 лет — 13,52+0,70;
у тренированных 13-15 лет — 15,53+0,41
(табл.
73,74).

То
есть, наиболее высокие относительные
значения показателя общей физической
работоспособности регистрируют у детей
7-9 лет. До 12 лет они остаются относительно
стабильными, а в возрасте 13-15 лет отчетливо
снижаются, причем, даже тренирующиеся
подростки 13-15 лет имеют меньшие
относительные значения PWC170,
чем дети 7-12 лет.

Таким образом,
когда речь идет об экономичности
аэробного энергообеспечения, то дети
7-12 лет в этом плане ничем не уступают
взрослым людям. Основное отличие
заключается, вероятно, в более низких
величинах мощности и емкости аэробных
источников.

Таблица
73

Европейский тест физической подготовленности

Таблица 45

Величина Фактор (способность) Тест Очеред­ность приме­нения тестов
Общая выносливость мышц Общая (аэробная, дыхательные возможности) выносливость Эргометрический бег – тест Ровера (PWC170) 9
Сила Статическая сила Динамометрия кисти 5
Динамическая (взрывная) сила Прыжок в длину с места 4
Выносливость

мышц

«Функциональ­ная сила» Вис на согнутых руках 7
Сила туловища «Лечь-сесть» за 30 с 6
Быстрота Бег «на ловкость» Челночный бег 10×5 м 8
Быстрота движений рук Касания кружков (теппинг-тест) 2
Гибкость Гибкость Наклон вперед в положении сед 3
Равновесие Равновесие всего тела Удержание равновесия на одной ноге 1
Антропометрические (телесные) измерения Длина тела (см), масса тела (кг), толщина подкожного жира (на уровне двуглавой и трехглавой мышц, на поясе, под лопаткой, сбоку туловища и на голени)
Данные Возраст (лет, месяцев)
Пол

Оборудование: стол с регулируемой высотой; 2 резиновых кружка (диаметром 20 см каждый), прикрепленных к столу; пластиночка размером 10×20 см (размер между кружками), секундомер.

Процедура тестирования. Испытуемый стоит перед столом на небольшом расстоянии (80 см от середины кружков). Ладонь менее ловкой руки кладет на пластинку. Ладонь более ловкой руки опускает накрест на лежащую менее ловкую руку. По сигналу испытуемый должен как можно быстрее, поочередно, касаться (дотрагиваться) одного и другого кружка более ловкой рукой. Каждого кружка он должен коснуться 25 раз, в сумме – 50.

Результат – время, которое испытуемый затратит, касаясь каждого кружка 25 раз (с точностью до 0,1 с). При этом показанное время, например, 10,2 с дают результат 102 балла. Из двух попыток учитывается лучший результат.

Челночный бег 10×5 м.

Оборудование: секундомер, измерительная лента, мел, 4 резиновых конуса на расстоянии 120 см друг от друга, установленные по два на каждой из ограничительных линий, удаленных одна от другой на 500 см.

Процедура тестирования. Испытуемый по команде «Марш!» бежит как можно быстрее от одной до другой линии, переходя их стопами, и так 10 раз.

Результат – время выполнения задания с точностью до 0,1 с. Время это, однако, должно быть умножено на 10. Например, 24,5 с дают результат 245 баллов.

Сущность метода, преимущества степ-теста

Принцип теста основывается на следующих нюансах. При нормальных условиях, когда человек занимается обычной повседневной активностью, его сердце сокращается от 60 до 80 ударов в минуту. При этом по всем сосудам организма разносится тот объем крови, которого достаточно для снабжения органов и скелетных мышц кислородом. Если же физическая активность возрастает, то увеличивается и частота сокращений сердца. Это необходимо для того, чтобы увеличился приток крови к скелетной мускулатуре, выполняющей большую работу во время физической нагрузки.

Основываясь на этом, а также на знаниях и таблицах по нормальным значениям ЧСС, врачи в 1942 году вывели формулу для измерения индекса, позволяющего оценить тренированность организма. Этот тест был изобретен в Гарварде для оценки работоспособности молодых мужчин, призываемых на службу в морскую пехоту.

Погрешности результатов

Исказить результаты исследования может неправильное поведение тестируемого человека, то есть его нечеткое выполнение указаний тренера. К частым нарушениям относятся несоблюдение ритма (ускорение или замедление шагов относительно метронома), сутулость (спина должна быть в четко вертикальном состоянии), постановка ноги не на полную стопу, а на носок, невыпрямленные в коленных суставах ноги.

Чтобы избежать ошибок, человека, проходящего степ-тест, следует подробно проинструктировать перед тренировкой. Гарвардское тестирование – способ простой, доступный и информативный. Выяснив уровень выносливости, можно сбалансировать физическую активность, для улучшения спортивных показателей сохранив при этом здоровое сердце.

Все материалы публикуются под авторством, либо редакцией профессиональных медиков ( об авторах ), но не являются предписанием к лечению. Обращайтесь к специалистам!

При использовании материалов ссылка или указание названия источника обязательны.

Для изучения выносливости сердечной мышцы и тренированности организма используется несколько простых, но информативных методик. Часто эти исследования проводятся для изучения физической работоспособности здоровых взрослых лиц, которые профессионально занимаются спортом или работают в сферах, требующих высокой активности (пожарные, военные и др).

Высота ступеньки и время восхождений при проведении Гарвардского степ-теста

Группы
испытуе­мых

Возраст,
лет

Площадь
поверхности тела, м
2

Высота
ступеньки, см

Время
восхождений, мин

Мужчины

Свыше
18

50,8

5

Женщины

Свыше
18

43,0

5

Юноши
подростки

12–18

>
1,85

50,8

4

Юноши
подростки

I2–18

<
1,85

45,5

4

Девушки

12–18

40,0

4

Мальчики
девочки

8–11

35,5

3

Мальчики
девочки

до
8

35,5

2

Темп
движений задают метрономом, частоту
которого устанавливают на 120 уд/мин.
Подъем и спуск состоят из четырех
движений, каждому из которых соответствует
один удар метронома: 1 – испытуемый
ставит на ступеньку одну ногу, 2 – другую
ногу, 3 – опускает на пол ногу, с которой
начал восхождение, 4 – опускает на пол
другую ногу. В момент постановки обеих
ног на ступеньку колени должны быть
выпрямлены, а туловище находиться в
строго вертикальном положении. Руки во
время выполнения теста выполняют обычные
для ходьбы движения. В тех случаях, когда
обследуемый не в состоянии выполнить
работу в течение всего заданного отрезка
времени, фиксируют время, в течение
которого она совершалась.

Регистрацию
ЧСС после выполненной нагрузки
осуществляют в положении сидя в течение
первых 30 с 2-й, 3-й и 4-й мин восстановления.

Расчет
индекса Гарвардского степ-теста
производят по формуле:

где
ИГСТ – индекс Гарвардского степ-теста
в условных единицах; t – продолжительность
реально выполненной физической работы
в с; f1,
f2,
f3
ЧСС на 2-й, 3-й и 4-й мин восстановления за
30 с.

Гарвардский
степ-тест целесообразно использовать
не раньше 15-16 лет.

Тест Новакки

Тест Новакки
используют для прямого определения
общей физической работоспособности у
действующих спортсменов. В его основе
лежит определение времени, в течение
которого испытуемый способен выдерживать
физическую нагрузку ступенчато
возрастающей мощнос­ти. Нагрузку
выполняют на велоэргометре, подбирают
строго индивидуально и выражают в Ваттах
на килограмм массы тела – Вт/кг (1 Вт = 6
кгм/мин).

Испытуемому
предлагают выполнить на велоэргометре
работу, исходная мощность которой
составляет 1 Вт/кг. Через каждые 2 мин
педалирования мощность нагрузки
увеличивают на 1 Вт/кг — до тех пор, пока
испытуемый не откажется от выполнения
работы.

При тестировании
должны соблюдаться все меры предосторожности,
как и при любой пробе с предельными
нагрузками. Для более точной
оценки функциональной готовности
спортсмена необходима регистрация
продолжительности работы до отказа в
секундах

Для более точной
оценки функциональной готовности
спортсмена необходима регистрация
продолжительности работы до отказа в
секундах.

Проведение теста

Подготовительные к исследованию мероприятия не предусмотрены. Тестируемым запрещается принимать сердечные лекарства, стимуляторы, употреблять энергетические напитки. Последний прием пищи должен быть за 3–4 часа до тестирования и не содержать тяжелых, трудноперевариваемых продуктов. Набор для степ-теста состоит из следующих предметов:

  • специальная платформа или скамейка (ступенька), высотой полметра для мужчин, и на 10 см ниже – для женщин;
  • спортивный секундомер (можно заменить обычным на часах или телефоне);
  • прибор для фиксирования ритма (метроном).

Перед началом исследования, человеку дают несколько минут, чтобы привыкнуть к скамейке, освоить технику.

Упражнение

Рабочая частота метронома устанавливается на 120 ударов в минуту, под каждый из которых совершается шаг на скамейку, и спуск с нее. Ступенька степ-теста (платформа) должна быть устойчивой, и иметь внушительный вес, чтобы во время упражнения она не скользила под тяжестью тела человека. Основу теста составляет простой базовый шаг степ-аэробики на четыре счета. В сущности это – подъем-спуск на платформу/с платформы.

Шаг одной ногой прямо на степ-скамейку, шаг опорной ногой прямо на степ-платформу (приставить ногу). В том же порядке осуществляется спуск: шаг одной ногой со ступеньки, шаг второй ногой с платформы. Обязательным условием является постановка на ноги полную ступню, прямая спина, и предельное разгибание ног в коленях во время тренировки. Для верхних конечностей специальных упражнений не предполагается.

Чаще всего, люди совершают рефлекторные движения, как при обычной ходьбе. Кратность подъемов/спусков равняется тридцати в минуту. Время исследования – 5 минут. Иначе говоря, за время тестирования человек должен совершить 150 спуск-подъемов.

Измерение

По истечении нагрузочного времени (5 минут), тестируемый отдыхает в положении сидя на протяжении 60 секунд. Начинается реабилитационный период сердца и дыхательной системы. Далее, производится измерение частоты пульса в первые полминуты (30 сек.): на второй минуте, на третьей, и на четвертой. Данные три показателя являются основой для индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ), который установит уровень энергетических возможностей человека, и временной интервал, необходимый для восстановления организма.

Гарвардский степ-тест в оценке функционального состояния юношей 17-18 лет

УДК 612.16-055.1

Р.М. ВОРОНИН

Академия федеральной службы исполнения наказаний России, г. Рязань

В нашем исследовании проведена сравнительная оценка результатов Гарвардского степ-теста у различных групп лиц молодого возраста. Был обследован 201 призывник, 286 студентов, 104 курсанта. Полученные результаты указывают на имеющиеся различия в этих группах.

Ключевые слова: Гарвардский степ-тест, функциональное состояние, призывники, студенты, курсанты.

Вопросы оценки функционального состояния молодых лиц привлекают к себе особое внимание, в том числе и с точки зрения подготовки юношей к военной службе. Служба в армии предусматривает значительные физические и психологические нагрузки, что требует от призывника наличия существенных физиологических резервов. Служба в армии предусматривает значительные физические и психологические нагрузки, что требует от призывника наличия существенных физиологических резервов

Служба в армии предусматривает значительные физические и психологические нагрузки, что требует от призывника наличия существенных физиологических резервов .

Сердечно-сосудистая система с ее регуляторным аппаратом, также может рассматриваться как чувствительный индикатор адаптационных реакций всего организма .

Целью исследования была сравнительная оценка функционального состояния различных групп лиц призывного возраста на основе данных Гарвардского степ-теста.

Материалы и методы.

Было обследовано три группы лиц призывного возраста: призывники (юноши, призываемые в Вооруженные Силы РФ) – 201 человек; студенты Рязанского государственного медицинского университета (признанные годными для военной службы, но имеющие отсрочку на период учебы) – 286 человек; курсанты Академии ФСИН России – 104 человека.

В ходе исследования регистрировались также систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД), определялись расчетные показатели: среднее давление (СрД = (САД ДАД)/2), пульсовое давление (ПД=САД-ДАД), индекс Робинсона ((САД*ЧСС)/100) .

анализа с соответствующими критериями надежности (т – вероятностная ошибка; t -критерий Стьюдента).

Таблица 1

Показатели кровообращения лиц призывного возраста в покое и после физической нагрузки, (М ст)

Призывники (1) Студенты (2) Pd 1-2 Курсанты (3) Pd 1-3 Pd 2-3

покой ПД, мм рт. ст. 44,38 ± 8,83 43,24 ± 7,75 {amp}gt; 0,05 43,53 ± 6,87 {amp}gt; 0,05 {amp}gt; 0,05

СрД, мм рт. ст. 100,94 ± 4,57 101,08 ± 4,20 {amp}gt; 0,05 99,12 ± 4,60

физическая нагрузка ПД, мм рт. ст. 93,75 ± 11,41 94,73 ± 11,94 {amp}gt; 0,05 79,90 ± 8,37

Индекс Робин-сона, отн. ед. 171,79 ± 18,95 165,34 ± 17,52

По данным нашего исследования ЧСС у юношей 17-18-летнего возраста в покое составляло 75,25±6,97 уд в мин и не имело статистически значимых различий по категориям.

Данную особенность можно объяснить несколько различающимися условиями эксперимента: если для курсантов обследование проходило в привычной обстановке, хорошо знакомыми для них людьми, то призывники обследовались на приемном пункте военного комиссариата, а студенты – на кафедре военной и экстремальной медицины, то есть в последних двух случаях, несмотря на принятые меры для унификации условий эксперимента, возможно, имело место воздействие психологического фактора (синдром «белого халата»), что привело к подъему артериального давления, хотя и не выраженному, но, в условиях массового эксперимента, статистически значимому.

Таблица 73

Как проводят?

Для проведения теста нужна степ-платформа высотой 50 см для мужчин и 43 см – для женщин. В течение 5 минут в постоянном темпе нужно подниматься на скамью и опускаться вниз. Темп задает метроном с установленной на нем частотой 120 ударов в минуту. Каждое совершаемое движение должно совпадать с одним ударом метронома.

Восхождения обычно начинают с правой ноги. Количество циклов (подъем-спуск) – 30 в минуту. В каждом цикле – четыре шага:

Ознакомьтесь со статьей:

  • Правой ногой встать на ступеньку.
  • Приставить к ней левую ногу.
  • Правую ногу поставить обратно на пол.
  • Поставить на пол левую ногу.

Таким образом, в течение 5 минут совершается 150 циклов.

Перед тем как проводить степ-тест, нужно продемонстрировать тестируемому, что нужно делать, и дать ему возможность самому попробовать. Если он не может выполнять подъемы на ступеньку в течение 5 минут, сбивается и не в состоянии поддерживать установленный темп в течение 20 секунд, тестирование прекращается, время, на протяжении которого оно проводилось, фиксируется.

Когда человек поднялся и стоит на платформе, его туловище должно быть строго в вертикальном положении, ноги прямые, руками выполняются те же движения, что при обычной ходьбе. Во время степ-теста ногу, с которой начинается подъем на скамью, можно менять несколько раз.

После завершения подъемов нужно удобно сесть и отдохнуть в течение минуты. На второй, третьей и четвертой минуте измеряется пульс в течение 30 секунд. Иначе говоря, начиная со второй минуты, пульс измеряется три раза в течение 30 секунд с последующими перерывами в 30 секунд. Таким образом, получают три значения пульса.

ЧСС за первую минуту отдыха после нагрузки не учитывают, в этом есть и плюсы, и минусы. Плюс в том, что в раннем восстановительном периоде пульс зависит от многих факторов, не связанных с работой мышц. Минус в том, что недостаточно учитывается индивидуальная реактивность сердечно-сосудистой системы на первой минуте восстановления.

Высота ступени и длительность нагрузки зависят от возраста, пола, антропометрических данных.

Группы тестируемых Возраст Площадь поверхности тела в кв. м Высота степ-платформы в сантиметрах Время подъемов в минутах
Мужчины старше 18 лет 50 5
Женщины старше 18 лет 43 5
Девушки от 12 до 18 лет 40 4
Юноши от 12 до 18 лет больше 1,85 50 4
Юноши от 12 до 18 лет меньше 1,85 45 4
Девочки и мальчики от 8 до 11 лет 35 3
Девочки и мальчики младше 8 лет 35 2
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации