Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 4

Иван никитин

Разработка урока по чтению. И.С. Никитин. «Встреча зимы». 3-й класс

Цели:

  • познакомить учащихся с произведением И. С. Никитина;
  • продолжить формирование умения видеть образные языковые средства;
  • развитие умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию;
  • совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения;
  • связно рассказывать о своих впечатлениях;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование. мультимедийная доска, репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», рисунки, фотографии, графика, учащихся, раздаточный материал с напечатанными строфами, стихотворения, маркеры-выделители.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Домашнее задание по стихотворению И.С.Никитина «Полно, степь моя, спать непробудно…» было предложено в нескольких творческих вариантах:

– выразительное чтение всего произведения, – чтение одной понравившейся строфы и представление рисунка (фотографии, графики) к этой строфе, пояснение причины выбора этого сюжета.

3. Постановка цели. Актуализация знаний

– Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством И.С.Никитина и его стихотворением «Встреча зимы».

б) Словарно-лексическая работа

– Прочитайте словосочетания, поставьте ударение на выделенную букву: (Приложение 1 )

в) Что обозначают эти слова? Подбери синоним: (Приложение 1 )

4. Первичное чтение текста подготовленными учащимися по смысловым отрывкам (3человека) и обмен впечатлениями о том, что представили.

5. Беседа по содержанию:

– Какой поре посвящено стихотворение? – Какие части можно выделить? – Какие картины нарисовал поэт? – Почему людей радует первый снег?

6. Работа над текстом, смысловыми словами, интонацией

– Каждый из вас сейчас получит карточку с напечатанной одной строфой.

Здравствуй, гостья-зима, Просим милости к нам. Песни севера петь По лесам и степям.

– Вы готовитесь выразительно прочитать строфу, предварительно выделив смысловые слова по вашему усмотрению маркером. (Строфы раздаются по порядку, чтобы в дальнейшем можно было «цепочкой» прочитать всё произведение)

Здравствуй, гостья-зима, Просим милости к нам.

– Теперь прочитайте «цепочкой» выразительно всё стихотворение.

7. Детальный анализ стихотворения

– Что происходило утром? в полдень? ночью? на рассвете? – Любил ли поэт русскую зиму? (доказать выборочным чтением) – Как автор относится к простым русским людям? к Родине? – Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает? – Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?

– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы. – Почему русский народ не боится зимы? – Как вы понимаете три последних строфы стихотворения?

9. Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег»

– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин

Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега. – Каким увидели снег? Воздух? Небо? – Что чувствуют дети?

10. Выделение образных выражений и выразительное чтение стихотворения

а) Прочитайте три группы выражений. Подумайте и скажите, где здесь метафора, сравнение, эпитеты: (Приложение 1 )

б) Выразительное чтение произведения 1-2 учениками.

12. Домашнее задание

Дифференцировано: наизусть 5-6 строф из стихотворения или мини-сочинение «Первый снег» по картине А. А. Пластова.

Литература: Методические рекомендации к урокам чтения в третьем классе под ред. С.В.Кутявиной.

Мини-сочинения учащихся по произведению и картине, представленных на уроке

Встреча зимы.Заканчиваются последние дни осени. Часто идут дожди. Однажды к вечеру пошёл белый пушистый снежок.Вся природа радуется приходу зимы. Русский мужик радостно кряхтит на морозе. Его душа поёт от удовольствия. Матери укладывают спать своих детей под песни вьюги. Пришла зима на земли святой Руси.

Наступила зима.Выпал первый снег. Все деревья и крыши домов были укрыты снежными шапками. Было морозно, и снег искрился на солнце. Маленькому мальчику и девочке захотелось выйти на улицу. Они стояли на пороге дома и с интересом смотрели, как падает первый снег. Им не хотелось уходить.Брат и сестра долго любовались этой красотой.

2

    Гуляет ветер, порхает снег.    Идут двенадцать человек.    Винтовок черные ремни,Кругом — огни, огни, огни…    В зубах — цыгарка, примят картуз,    На спину б надо бубновый туз!    Свобода, свобода,    Эх, эх, без креста!        Тра-та-та!Холодно, товарищи, холодно!— А Ванька с Катькой — в кабаке…— У ей керенки есть в чулке!— Ванюшка сам теперь богат…— Был Ванька наш, а стал солдат!— Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,Мою, попробуй, поцелуй!    Свобода, свобода,    Эх, эх, без креста!    Катька с Ванькой занята —     Чем, чем занята?..        Тра-та-та!Кругом — огни, огни, огни…Оплечь — ружейные ремни…Революцьонный держите шаг!Неугомонный не дремлет враг!Товарищ, винтовку держи, не трусь!Пальнем-ка пулей в Святую Русь —     В кондовую,    В избяную,    В толстозадую!Эх, эх, без креста!

7

    И опять идут двенадцать,    За плечами — ружьеца.    Лишь у бедного убийцы    Не видать совсем лица…    Все быстрее и быстрее    Уторапливает шаг.    Замотал платок на шее —     Не оправиться никак…— Что, товарищ, ты не весел?— Что, дружок, оторопел?— Что, Петруха, нос повесил,    Или Катьку пожалел?— Ох, товарищи, родные,    Эту девку я любил…    Ночки черные, хмельные    С этой девкой проводил…— Из-за удали бедовой    В огневых ее очах,Из-за родинки пунцовой    Возле правого плеча,Загубил я, бестолковый,Загубил я сгоряча… ах!— Ишь, стервец, завел шарманку,    Что ты, Петька, баба что ль?— Верно, душу наизнанкуВздумал вывернуть? Изволь!— Поддержи свою осанку!— Над собой держи контроль!— Не такое нынче время,Чтобы няньчиться с тобой!    Потяжеле будет бремя    Нам, товарищ дорогой!    И Петруха замедляет    Торопливые шаги…    Он головку вскидавает,    Он опять повеселел…        Эх, Эх!    Позабавиться не грех!    Запирайте етажи,    Нынче будут грабежи!    Отмыкайте погреба —     Гуляет нынче голытьба!

Структурный анализ

В стихотворении широко используются устаревшие слова. Например, «искони», «хмельный пир», а лексика высокого стиля, с которой связаны архаизмы, практически не употребляется. Иван Саввич восхищается красотой зимы, не прибегая к слишком возвышенным, причудливым словам. Однако есть одно исключение — это фраза о Руси святой, которая заканчивается восклицанием, что прежде всего свидетельствует об отношении автора к своей Отчизне.

Как видно, отсутствие высокой лексики Никитин восполняет с помощью иных художественно-изобразительных средств. Особенно часто встречаются олицетворения и метафоры, а также используются сравнения и эпитеты. Например, маленький ребёнок сравнивается с богатырём, который растёт, как будто дуб под бурями. А зимушка, как и вся природа, представляется живым созданием, которое всё понимает и тонко чувствует.

В произведении используется перекрёстная рифма и короткие строки. Они придают стихотворению певучесть, делают его хорошо запоминающимся.

В стихотворении Иван Никитин не только восхваляет неповторимую красоту всей русской природы, но и говорит об особом типе людей, живущих в гармонии с природой.

Главная тема

Вначале складывается впечатление, что основная тема произведения – времена года. Поэт радуется первому чистому снегу, символизирующему окончание грязной, дождливой, сумрачной осени.

Однако на самом деле стихотворение гораздо сложнее и глубже. Ведь Иван Никитин говорит не только о природе, он не забывает и о русских людях. В необычной форме автор выражает восхищение русскому народу, весело встречающему зиму, которому нипочём ни холод, ни метель.

Зима – на пороге, а жизнь продолжается. Вопреки всем сложностям, которые препятствуют людям в дороге сквозь заснеженные леса и поля, гостья-зима становится настоящим праздником для них. Даже дети, которым вьюга поёт свои песни, и те привыкли к суровому времени года. А немилосердная природа, несмотря на то, что может быть жёсткой, защищает Русь от врагов.

Как раз этому поэт посвящает заключительную часть произведения. Автор советует зиме устроить хмельной пир «на сторонке чужой» непрошеному гостю, спеть ему, застелить постель из белого пуха и засыпать его метелью.

А. Блок «Снег да снег»

Снег да снег. Всю избу занесло. Снег белеет кругом по колено. Так морозно, светло и бело! Только чёрные, чёрные стены…
И дыханье выходит из губ Застывающим в воздухе паром. Вон дымок выползает из труб; Вон в окошке сидят с самоваром;
Старый дедушка сел у стола, Наклонился и дует на блюдце; Вон и бабушка с печки сползла, И кругом ребятишки смеются.
Притаились ребята, глядят, Как играет с котятами кошка… Вдруг ребята пискливых котят Побросали обратно в лукошко…
Прочь от дома на снежный простор На салазках они покатили. Оглашается криками двор — Великана из снега слепили!
Палку в нос, провертели глаза И надели лохматую шапку. И стоит он, ребячья гроза, — Вот возьмёт, вот ухватит в охапку!
И хохочут ребята, кричат, Великан у них вышел на славу! А старуха глядит на внучат, Не перечит ребячьему нраву.
⁂⁂

1

    Черный вечер.    Белый снег.    Ветер, ветер!На ногах не стоит человек.    Ветер, ветер — На всем Божьем свете!    Завивает ветер    Белый снежок.Под снежком — ледок.    Скользко, тяжко,    Всякий ходокСкользит — ах, бедняжка!    От здания к зданию    Протянут канат.    На канате — плакат:«Вся власть Учредительному Собранию!»    Старушка убивается — плачет,    Никак не поймет, что значит,    На что такой плакат,    Такой огромный лоскут?Сколько бы вышло портянок для ребят,    А всякий — раздет, разут…    Старушка, как курица,Кой-как перемотнулась через сугроб.    — Ох, Матушка-Заступница!    — Ох, большевики загонят в гроб!    Ветер хлесткий!    Не отстает и мороз!    И буржуй на перекрестке    В воротник упрятал нос.    А это кто? — Длинные волосы    И говорит вполголоса:        — Предатели!        — Погибла Россия!    Должно быть, писатель —        Вития…    А вон и долгополый —     Сторонкой — за сугроб…    Что нынче невеселый,    Товарищ поп?    Помнишь, как бывало    Брюхом шел вперед,    И крестом сияло    Брюхо на народ?    Вон барыня в каракуле    К другой подвернулась:— Ужь мы плакали, плакали…    ПоскользнуласьИ — бац — растянулась!    Ай, ай!    Тяни, подымай!    Ветер веселый    И зол, и рад.    Крутит подолы,    Прохожих косит,    Рвет, мнет и носит    Большой плакат:«Вся власть Учредительному Собранию»…    И слова доносит:    … И у нас было собрание…    … Вот в этом здании…    … Обсудили —    Постановили:На время — десять, на ночь — двадцать пять…    … И меньше — ни с кого не брать…        … Пойдем спать…    Поздний вечер.    Пустеет улица.    Один бродяга    Сутулится,Да свищет ветер…    Эй, бедняга!        Подходи —    Поцелуемся…    Хлеба!    Что впереди?    Проходи!    Черное, черное небо.    Злоба, грустная злоба    Кипит в груди…Черная злоба, святая злоба…    Товарищ! Гляди        В оба!

Д. Хармс «Как Володя быстро под гору летел»

На салазочках Володя Быстро под гору летел.
На охотника Володя Полным ходом налетел.
Вот охотник И Володя На салазочках сидят, Быстро под гору летят. Быстро под гору летели — На собачку налетели.
Вот собачка, И охотник, И Володя На салазочках сидят, Быстро под гору летят. Быстро под гору летели — На лисичку налетели.
Вот лисичка, И собачка, И охотник, И Володя На салазочках сидят, Быстро под гору летят. Быстро под гору летели — И на зайца налетели.
Вот и заяц, И лисичка, И собачка, И охотник, И Володя На салазочках сидят, Быстро под гору летят. Быстро под гору летели — На медведя налетели!
И Володя с той поры Не катается с горы.
⁂⁂

Главная тема стихотворения

На первый взгляд, центральной темой произведения является смена сезонов. С одной стороны, это действительно так, поэт посвящает свои строки окончанию черной, дождливой осени, радуется снегу, чистому и холодному, укрывшему все белым покрывалом и словно бы обновившему мир.

С другой стороны, «Встреча зимы» — произведение намного более сложное и многогранное. Помимо радости от наступления самого холодного времени года и подробного, поистине красивого описания природы, укрытой первым снегом, Никитин пишет о народе, населяющем Россию. В иносказательной форме поэт высказывает восхищение людьми, которые не боятся холода, но приветствуют его, которых не пугают ни метели, ни лютая стужа.

Жизнь в России с приходом зимы не останавливается. Несмотря на трескучие морозы, подчас попросту опасные для жизни, несмотря на все тяготы, связанные с необходимостью прокладывать путь через занесенные снегом поля и леса, русские люди радуются зиме, празднуют ее. К суровой зиме даже дети привыкают сызмальства, им «песни въюга поет». По мнению Ивана Саввича, это закаляет характер: «…растет богатырь, что под бурями дуб». Сама природа, подчас жестокая и немилосердная, живет, тем не менее, в мире с русскими людьми — и даже помогает им защищать отчизну от завоевателей.

Именно этой теме и посвящена последняя часть стихотворения. Никитин призывает зиму принять незваного гостя «на сторонке чужой», приготовить ему пир и пропеть песню, припасти для постели белый пух и засыпать метелью след. Данные строки отсылают читателя к многочисленным войнам, ведшимся на территории России в зимнее время — от Ледового побоища, когда само Чудское озеро словно бы поспособствовало победе русского оружия, затянув крестоносцев-тевтонцев под треснувший лед, до отгремевшей совсем недавно войны 1812 года, в которой русским, по словам бежавших в испуге французов, помогал сам «Генерал Мороз».

Литературное чтение

Иван Саввич Никитин

* * *

Полно, степь моя, спать беспробудно,
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал — и тепло, и светло.

Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.

Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят.

Белоснежные тучки толпами
В синеве, на просторе, плывут,
По груди у тебя полосами,
Друг за дружкою, тени бегут.

Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, — посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
Там уж лето… ложись под косою,
Ковыль белый, в угоду косцам!
Подымайся, копна за копною!
Распевайте, косцы, по ночам!

Проверяем свои знания

  1. Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина? Запиши их в «Рабочую тетрадь».

  2. К кому обращается поэт? Согласен ли ты с тем, что он изображает степь как живую?

  3. Обсудите с другом, как озаглавить стихотворение.

  4. Подготовься к выразительному чтению. Подумай, в каком темпе ты будешь читать стихи: быстро, чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно.

А.Н. Плещеев «Зимнее катанье»

Зимней ночью при луне Я душе твоей раскрою Всё, что ясно будет мне.

А. Фет

Посмотри, на небе звёзды, Снег блистает серебром, Едем, друг мой… ночью зимней Мчаться весело вдвоём.
Полетит как птица тройка, Колокольчик зазвенит, И раскинется пред нами Бесконечной степи вид.
Всё, что сердце днем тревожит: И забот докучных рой, И судьбы насмешки злые — Всё забудем мы с тобой.
И пускай перенесёмся, Обаяния полны, В мир волшебных пёстрых сказок Нашей доброй старины.
Будем думать, что в хрустальный Ты дворец заключена, Что тебя я похищаю От седого колдуна…
Что мечом моим булатным Сторож твой — косматый зверь — Поражен, и мы с тобою Птицы вольные теперь.
Право, этот мир чудесный Лучше нашего в сто крат: Лучше козни чародеев, Чем житейский наш разлад.
Едем! ждут за воротами Сани, крытые ковром; В небе месяц, в небе звёзды, Снег блистает серебром!
Эпиграф — окончание стихотворения Фета «Ночь светла, мороз сияет…»
⁂⁂

12

… Вдаль идут державным шагом…    — Кто еще там? Выходи!Это — ветер с красным флагом    Разыгрался впереди…Впереди — сугроб холодный,    — Кто в сугробе — выходи!..Только нищий пес голодный    Ковыляет позади…— Отвяжись ты, шелудивый,    Я штыком пощекочу!Старый мир, как пес паршивый,    Провались — поколочу!… Скалит зубы — волк голодный —     Хвост поджал — не отстает —     Пес холодный — пес безродный …    — Эй, откликнись, кто идет?— Кто там машет красным флагом?— Приглядись-ка, эка тьма!— Кто там ходит беглым шагом,    Хоронясь за все дома?    — Все равно, тебя добуду,    Лучше сдайся мне живьем!    — Эй, товарищ, будет худо,    Выходи, стрелять начнем!Трах-тах-тах! — И только эхо    Откликается в домах…Только вьюга долгим смехом    Заливается в снегах…    Трах-тах-тах!    Трах-тах-тах…… Так идут державным шагом —     Позади — голодный пес,    Впереди — с кровавым флагом,    И за вьюгой невидим,    И от пули невредим,Нежной поступью надвьюжной,Снежной россыпью жемчужной,    В белом венчике из роз —     Впереди — Исус Христос.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации