Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 2

Что показывает ээг у детей аутистов

Алгоритм четвертый: что делать при подозрении на неврологическое нарушение?

  1. Не бояться обратиться к специалисту.
  2. Не спешить начинать прием психиатрических препаратов, которые делают ребенка «спокойнее».
  3. Биологически стимулировать развитие мозга: много двигаться вместе с ребенком, в разумных пределах не мешать получать опыт через органы чувств.
  4. Развивать социальные навыки ребенка: очень много разговаривать с ним, улыбаться ему, общаться!
  5. Помнить, что никто не знает вашего ребенка лучше вас.
  6. Помнить, что лучше перебдеть, чем недобдеть, и что лучше раньше, чем позже.
  7. Если у вас есть сомнения, получить второе, третье, четвертое мнение.
  8. Сделать минимальный набор исследований.

– Очень часто люди боятся идти с ребенком к неврологу из-за возможного вердикта врача «у вас какой-то некачественный ребенок». И родители, конечно, боятся чувства вины из-за своего возможного «неправильного родительства». Но на самом деле раннее выявление проблем – это возможность срочно принять меры. А это с большой долей вероятности значит никогда не вспоминать об этих проблемах снова. А вот если начинать в 10 лет, например, то уже достигнуть хороших результатов будет, конечно, гораздо сложнее. Родители в вопросе ранней диагностики могут, кстати, сработать лучше, чем неврологи и логопеды. Они своего ребенка постоянно видят и могут оценить гораздо лучше, чем врачи.

Пример (мы к нему уже обращались): если малыш родителю не улыбается, то родитель может принять решение не улыбаться ему в ответ, так как ребенку это, видимо, не нужно. Но такое решение будет только усугублять разрыв в эмоциональном и коммуникативном развитии ребенка, тогда как с помощью разных методик, с помощью педагогов (да-да, не только врачей и лекарств) можно ребенка «растормошить» и решить проблему полностью.

Или вот: сейчас очень много неговорящих детей, алаликов. Эту проблему можно полностью победить, если обратиться к специалистам хотя бы до 4-5 лет. Есть такое понятие – «сензитивный период». Это периоды, когда ребенок наиболее восприимчив к чему-то конкретному. Вот у речи сензитивный период как раз до 6 лет. Если упустить момент, то улучшений добиться можно, но филологом ребенок уже вряд ли станет.

Вообще медикаментозная терапия в детской неврологии, как ни странно, не играет решающей роли. 30 лет назад только она и применялась – конечно, это лучше, чем совсем ничего не делать. Но гораздо важнее движение, общение, массаж – мы применяем 30 различных методик немедикаментозного лечения, а вот лекарств непосредственно во время курса (в центре Ефимовых дети проходят лечение курсами по 16 дней – прим. ред.) как раз не используем. Невролог может назначить медикаментозную терапию после курса реабилитации.

Как аутизм диагностируется и лечится обычно, и с каким успехом?

Классическое обследование детей включает ЭЭГ (электроэнцефалография), РЭГ (реоэнцефалорафия), УЗДГ (ультразвуковая допплерография), МРТ (магнитнорезонансная томография), консультации невролога, психиатра, логопеда, психолога. Однако ни один из традиционных терапевтических методов не может оказать влияния на пораженные области центральной нервной системы – головного мозга.

В результате, большинство детей признается инвалидами. Они лишаются возможности ходить в садик и учиться в обычной школе. Их контакты со сверстниками резко ограничиваются, и это только усугубляет проблему.

Но выход из этого замкнутого круга есть!

Результаты научной работы

Исследователи использовали компьютерное моделирование для прогнозирования исходов симптомов в 18 месяцев на основе нервной активности младенцев в младенчестве. Эта модель не смогла предсказать вербальные или невербальные когнитивные оценки у малышей, предполагая, что паттерн связности мозга может быть специфическим маркером РАС. Исследователи наблюдали снижение связей между лобными областями у младенцев, у которых позже появились выраженные симптомы РАС. У младенцев также наблюдалось усиление связей между височно-теменной областью правого полушария, которые ответственны за обработку социальной информации.

Результаты исследования улучшают понимание нейронных различий, предшествующих аутизму, и показывают, какие области мозга обнаруживают самые ранние признаки нарушения. Полученные результаты подтверждают гипотезу, что нарушение мозговой связи является основной причиной РАС, а не следствием. Авторы предполагают, что низкая стоимость, широкая доступность и низкий риск ЭЭГ делают ее эффективным инструментом скрининга для выявления детей с высоким риском развития РАС.

Авторы другого исследования утверждают, что выявлена причина нарушения сосудов у людей с аутизмом.

Депривация сна у детей и взрослых

Депривация сна или постоянное недосыпание встречается, как у детей, так и у взрослых. У маленьких детей (с рождения до 3 лет) это чаще всего связано с перинатальными поражениями ЦНС, в том числе с перенесенными родовыми травмами. У детей дошкольного возраста депривация часто бывает связана с недостатком внимания со стороны взрослых, когда ребенка задаривают игрушками, но при этом мало с ним общаются. А в школьном возрасте на первый план выходит повышенная тревожность, связанная с усвоением школьной программы и общением со сверстниками.

У взрослых недосыпание может быть связано, как с малоподвижным образом жизни, так и с сознательным ограничением сна (вечерними занятиями работой, учебой, развлечениями и т.д.), а также с различными нервно-психическими заболеваниями.

Лучше всего с проблемой справится врач-невролог, специализирующийся на таких вопросах (сомнолог).

Алгоритм первый: признаки возможных нарушений

Для решения любой детской психоневрологической проблемы критически важно не потерять время

Специалисты центра «Прогноз» выделяют несколько ключевых признаков возможных нарушений и советуют родителям обращать на них внимание сразу после рождения ребенка и далее в процессе развития:

  • слабый сосательный рефлекс;
  • частое и обильное срыгивание;
  • метеозависимость;
  • очень тихое поведение – отсутствие плача, крика, других эмоций;
  • несимметричные и слабые движения рук и ног;
  • отсутствие улыбки, зрительного контакта и навыка сидения в 6 месяцев;
  • ребенок не ползает вообще или пропускает одну из стадий ползания (на животе, на локтях, на четвереньках);
  • неумение ходить к году;
  • отсутствие указательного жеста к году;
  • бег вместо ходьбы, когда ребенок только учится ходить;
  • ребенок плохо жует, давится, не любит твердую, волокнистую пищу (мясо, яблоки и др.)
  • ребенка укачивает в машине.

– На любом из этапов развития ребенка родители могут заметить какие-либо недостатки в его поведении. Все стадии двигательного развития ребенка отражают этапы созревания определенных частей ствола мозга. Если трехмесячный ребенок не улыбается вам, не гулит или не смотрит в глаза, не стоит списывать это на особенности характера. Это уже проявление патологии, и в таком случае малыша нужно показать специалисту, – комментирует Олег Ефимов.

– Еще один очень важный момент в развитии малыша – указательный жест, который должен появиться к двенадцати месяцам ребенка

Он несет очень важное сообщение: во-первых, ребенок в состоянии выделить предмет из окружения, а во-вторых, он хочет передать информацию другому человеку. Но сейчас очень много детей, у которых либо этого указательного жеста вообще нет, либо он берет мамину руку и действует ею, как манипулятором

Если ребенок пропустил этап ползания, или ползал как-то странно (задом наперед), или сразу побежал вместо того, чтобы пойти – это еще один «красный флажок». Такое поведение говорит о том, что ребенок не может контролировать свой баланс при спокойных движениях – только при баллистических.

Конечно, все это потом отражается на процессе взросления ребенка. Учителя в младших классах замечают, что «у него низкая концентрация внимания», «долго не может сосредоточиться», «не слышит указаний учителя или делает вид, что не слышит», «очень подвижный», «трудно организовать». Отсюда возникает проблема гиперактивности, когда ребенку сложно находится в статическом положении длительное время.

Показания и противопоказания

Врач назначает пройти обследование эхо-РЭГ, основываясь на личном осмотре и жалобах пациента.

Для чего делают реоэнцефалографию и когда требуется диагностика:

  • постоянные головные боли и спазмы различной интенсивности, локализации и продолжительности;
  • при подозрении на ишемию головного мозга, инсульт, опухоль;
  • при шуме в ушах, мушках перед глазами, головокружении;
  • ЧМТ (черепно-мозговые травмы), сотрясение мозга;
  • ушиб шейного отдела позвоночника;
  • повышение ВЧД;
  • дисфункция кровообращения;
  • артериальная гипер- и гипотензия;
  • венозный застой сосудов головного мозга;
  • вегетососудистая дистония;
  • выявление энцефалопатии, атеросклероза;
  • шейный остеохондроз;
  • обмороки, нарушение зрения, слуха, памяти;
  • расстройство сна, метеозависимость;
  • людям старше 50 лет в целях профилактики.

РЕО ЭГ позволяет установить наиболее точный диагноз и быстро назначить лечебную терапию.

При необходимости пациентам назначают более технологичные или информативные методы обследования. К примеру, ЭЭГ, МРТ, РВГ или другие.
К противопоказаниям относят:

  • наличие ранок и повреждений на коже;
  • послеоперационные шрамы;
  • грибковые, бактериальные или паразитарные поражения кожи.

Реоэнцефалография у взрослых

Специальной подготовки, чтобы сделать РЭГ не требуется. Однако необходимо выполнение определенных правил, о которых мы подробно расскажем ниже.

Главное в обследовании — это ваше спокойствие. Любое напряжение или стресс может спровоцировать резкое диффузное снижение или повышение тонуса артериол и прекапилляров.

Изменение тонуса приводит к нарушению притока или оттока венозной крови от головного мозга, что влечет за собой искажение записи на реографе.

Возможно кто-то подумает, что лучше сразу попросить у врача направление на более точное высокотехнологичное исследование.

Стоит знать — любое оборудование, даже последнего поколения, дает достоверный результат только при условии состояния душевного покоя пациента.

Как выбрать между УЗДГ или РЭГ, если эти исследования практически одинаковы. Первое определяет функциональность сосудов, а второе — внутренние характеристики. Они отлично друг друга дополняют.

Отличие в том, что допплеровское исследование УЗДГ считается более современным, а оборудование более дорогостоящим. Соответственно, не каждая больница или клиника может себе его позволить.


Другое дело, когда требуется более высокая информативность результатов или выявление определенных патологий.

Скажем, при подозрении на пороки артерий и вен, которые могут привести к гипоксии и другим серьезным заболеваниям назначают не УЗДГ, а МР-ангиографию.

Но и в этом случае потребуется полный внутренний покой пациента. Поэтому при проведении ангиографии у детей применяют общий наркоз, который иногда используют и для взрослых.

Для ребёнка

Ключевым моментом проведения реоэнцефалографии у детей является сложность для ребенка вынести в неподвижном, спокойном состоянии с закрытыми глазами некоторое время.

Десятиминутная процедура иногда затягивается до получаса из-за того, что ребенок ерзает, шевелится, начинает открывать глаза.

Детям первого года жизни РЭГ головы делается в сонном состоянии через 2 часа после кормления.

Что нужно знать для обследования:

  • в течение суток изолируйте ребенка от компьютера и телевизора;
  • непосредственно перед обследованием подольше погуляйте с малышом на свежем воздухе, чтобы вся активность осталась на улице;
  • малышей старше года необходимо морально подготовить к процедуре, придумайте игру;
  • если ребенок уже понимает доводы, то рекомендуется взять с собой любимую игрушку и предложить немного поспать с плюшевым другом;
  • авторитетно объясните, что необходимо выполнять все просьбы доктора;
  • нельзя ругать малыша, это приведет к эмоциональному спаду;
  • не забудьте взять салфетки для очищения геля с головы после процедуры.

Если ребенок слишком беспокойный и не способен соблюдать рекомендации врача, то от обследования рео-ЭГ придется отказаться.

Подготовка

Как подготовиться к процедуре для получения достоверного результата:

  • накануне обследования откажитесь от препаратов, способных повлиять на сосудистую систему или согласуйте прием с доктором;
  • в течение суток не рекомендуется играть на компьютере или смотреть фильмы, способные вызвать эмоциональное возбуждение;
  • избегайте стресса, нервного напряжения;
  • в день процедуры не пейте крепкий кофе, чай, не курите;
  • непосредственно перед обследованием отдохните и расслабьтесь хотя бы на 20 минут;
  • возьмите салфетки, чтобы удалить гель.

В больнице подготовка аналогичная. Самое главное — знать, что это не опасно для здоровья, не паниковать и не думать о результате исследования заранее.

ПОЛЬЗА И ВРЕД ДЕПРИВАЦИИ

О целесообразности ЭЭГ с депривацией у неврологов нет единого мнения. Большинство из них считает процедуру необходимой, если ЭЭГ без депривации не показывало отклонений, но приступы эпилепсии наблюдались. Кроме того, таким образом обнаруживается скрытая эпилепсия.

Процедура считается полезной, поскольку:

  • депривация позволяет вылечить депрессию без употребления лекарств;
  • способствует улучшению сна;
  • повышает скорость исполнения работ;
  • помогает и быстрому воспроизведению информации.

Депривация неврологами рассматривается как необходимая процедура, которая поможет справиться со многими психическими расстройствами, раздражительностью и тревогой. По их мнению, для этого достаточно использовать частичную депривацию, укоротив сон больного до 4-5 часов. Еще лучше не давать ему спать на протяжении 36-40 часов. Случается, что у больного появится противоположный эффект, и состояние его только ухудшается.

Именно по этой причине процедура множество противников. Они считают, что недостаток сна приводит к накапливанию в организме токсинов. Депривация, по их мнению, провоцирует болезни Альцгеймера и Паркинсона. Данная процедура может стать причиной диабета, проблем с сердцем, язвы желудка, онкологии, ожирения. Именно депривацией они объясняют преждевременное старение и вероятность внезапной смерти. Кроме того, она вызывает депрессию, галлюцинации, ухудшает работу иммунной системы.

Диффузные перемены биопотенциалов

Отклонения в работе мозга связывают с локализованными или рассеянными повреждениями. Во втором случае точно определить очаг нарушений проблематично.

Такие изменения называют диффузными.

При очаговых поражениях место их локализации обычно определить нетрудно. К примеру, проблемы с равновесием, проявление выраженного нистагма — симптомы поражения мозжечка.

Диффузные мутации можно диагностировать при помощи двух методов:

  1. Нейровизуализационный – МРТ, КТ. Томограммы дают возможность рассмотреть тончайшие срезы мозга во всех плоскостях. Этим методом хорошо диагностировать последствия атеросклероза и сосудистой деменции. Подобные отклонения при высоком уровне холестерина в крови можно обнаружить, даже когда проблемы с памятью еще не проявились.
  2. Функциональный  – ЭЭГ. Электроэнцефалография позволяет получить показатели, которые являются количественной характеристикой работы мозга. Она помогает диагностировать эпилепсию до появления приступов. Эпилепсия всегда сопровождается диффузными изменениями БЭА специфичной природы, вызывающими судороги. В диагнозе необходимо указать их степень: легкие, грубые, умеренные. Легкую степень ставят даже совершенно здоровым людям.

Не стоит переживать по этому поводу – слова «здоров» нет ни в одном заключении ЭЭГ. Вся кора подвергается диффузным изменениям, но это не говорит о наличии локальных повреждений.

Основным симптомом эпилептической активности будет аномалия дельта-ритма, периодическое прослеживание комплексов «пик-волна». Выдать правильно расшифрованное заключение ЭЭГ может только нейрофизиолог, так как обширные изменения в деятельности мозга могут не сопровождаться другими признаками эпилепсии.

Тогда врач говорит о «заинтересованности средних структур» или использует иную схожую размытую формулировку. Это ничего не значит, так как ЭЭГ дает возможность только подтвердить или исключить эпилепсию. Отсутствие эпилептической активности обозначается «туманными» диагнозами.

Значительные диффузные изменения бывают результатом появления рубцовой ткани, воспалительных процессов, отечности, гибели структур головного мозга.

Связи нарушаются по-разному по всей поверхности мозга.

Подготовка ребенка к ЭЭГ

Перед ЭЭГ важно сообщить своему неврологу, если ребенок принимает какие-либо медикаменты. Например, седативные средства, снотворные, миорелаксанты и антисудорожные лекарства искажают результаты электроэнцефалограммы

Важно избегать прием продуктов питания и напитков, содержащих любую форму кофеина за 8 часов до процедуры. Волосы должны быть чистыми, без нанесения масел, спреев, кремов или лосьонов, кондиционеров. Иногда просят перед проведением теста не спать 4-5 часов (для максимально точного результата).

Ребенка с аутизмом необходимо к процедуре готовить заранее, по причине их поведенческих и умственных особенностей.

Как связан аутизм с эпилепсией?

Эпилепсия предполагает наличие электрохимического дисбаланса в головном мозге. Аутизм нередко сопровождается подобным нарушением в клетках, которые передают сигналы нейронам в мозге. Таким образом, более 60% детей-аутистов страдают от эпилептиформных разрядов, которые можно обнаружить на ЭЭГ. Еще 30% подвержены эпилепсии с явными припадками.

Ученые сделали предположение касательно генной подоплеки этого сходства. Основана такая идея на том, что родственник с эпилепсией увеличивает риск развития аутизма у ребенка.

Однако на данный момент ученые выявляют отдельные общие параметры заболеваний, но целостной картины нет. Поэтому природу одновременного развития двух заболеваний еще предстоит выяснить.

Например, сейчас проводятся исследования, которые должны выявить не только взаимосвязь эпилепсии и аутизма на уровне клеток головного мозга, но и на генном уровне. Нарушения в ДНК могут привести к возникновению обеих болезней.

Например, клубневый склероз, который стимулирует развитие опухолей. Данный синдром появляется вследствие мутации генов и может стать причиной одновременного появления признаков аутизма и эпилепсии. Признаки аутизма появляются у 40% больных клубневым склерозом, а эпилепсии – у 90%.

Виды вокализаций при аутизме

При диагностировании раннего аутизма дети начинают вокализировать раньше, чем говорить, что является одним из поведенческих маркеров РАС. Без должного обучения со стороны родителей и специалистов речь у них может так и не развиться, а вокализация становится для ребенка частично единственным способом вербальной коммуникации. Разделяют две основные категории вокализации:

  • речевая;
  • внезапная.

Речевая состоит преимущественно из согласных и гласных звуков, напоминающих детский лепет (б-ба, даба, абудя и др.). Внезапная вокализация характеризуется естественными вегетативными звуками, которые не связаны с речью (смех, плач), а также неестественными — визги, рычание, выкрики, пищание. Обычно проявляется какой-то один вид вокализации, когда ребенок в хорошем настроении (как напевание песни) или когда волнуется. Более редко встречаются сразу две категории.

Как правильно подготовиться к процедуре

Во время процедуры на голову пациента надевается шапочка с присоединенными к ней электродами. Результаты исследования выводятся на экран компьютера в виде графиков, по которым врач может определить характер и природу расстройства у пациента.

  1. Используем современные, легкие портативные приборы без проводов, что позволяет пациенту передвигаться во время мониторинга и выполнять свои физиологические потребности.
  2. Используем удобные шапочки всех возможных размеров, что позволяет точно подобрать шапочку под размер головы ребенка.
  3. Шапочки легко надеваются на гиперактивных детей. Небольшие размеры электродов позволяют обеспечить комфортное пребывание ребенка во время всего исследования, в том числе во время длительного ночного сна.
  4. Возможность проведения ночного ЭЭГ видеомониторинга в полной темноте (инфракрасная подсветка).

Перед проведением процедуры необходимо:

  • не употреблять любых веществ, воздействующий на ЦНС – спиртных и кофеинсодержащих напитков, шоколада в течение двух дней; перед процедурой не курить;
  • о приеме любых лекарств сообщить врачу, чтобы он мог учесть их воздействие при оценке результатов или отменить лечение на несколько дней;
  • накануне вечером исключить стрессы и дополнительные нагрузки в виде длительного просмотра телевизора, компьютерных игр и т.д.;
  • помыть голову для удаления кожного сала и перхоти;
  • не надевать украшений из металла.

Подготовка ребенка к ЭЭГ

Перед ЭЭГ важно сообщить своему неврологу, если ребенок принимает какие-либо медикаменты. Например, седативные средства, снотворные, миорелаксанты и антисудорожные лекарства искажают результаты электроэнцефалограммы

Важно избегать прием продуктов питания и напитков, содержащих любую форму кофеина за 8 часов до процедуры. Волосы должны быть чистыми, без нанесения масел, спреев, кремов или лосьонов, кондиционеров. Иногда просят перед проведением теста не спать 4-5 часов (для максимально точного результата).

Ребенка с аутизмом необходимо к процедуре готовить заранее, по причине их поведенческих и умственных особенностей.

Ученые в ходе многочисленных исследований с применением электроэнцефалограммы сделали вывод, что у детей с диагностированным РАС наблюдается увеличенная активность в отдельных участках головного мозга, и уменьшенная – между отдаленными.

Данные исследования позволяют понять весь спектр проблем и преимуществ людей с РАС. Поведенческие, речевые и психоэмоциональные навыки требуют наличия слаженной нейронной связи между определенными участками мозга. Отсутствующая нейронная связь или связь со сниженной активностью как раз и объясняет наличие нарушений развития у людей с аутизмом.

При этом некоторые люди с РАС могут достигнуть невероятных высот в определенной сфере – это объясняется повышенной нейронной активностью в отдельных мозговых участках.

Ученые уверяют, что их открытие позволит исправлять некоторые симптомы аутизма на ранних сроках, стимулируя нейронную связь в головном мозге.

Остеопатическое лечение аутизма

Остеопатия – уникальный метод, который помогает головному мозгу восстановить поврежденные области и развить функционально нарушенные навыки. В результате работы врача-остеопата улучшается метаболизм (обменные процессы) головного мозга. Как следствие, стимулируются естественные процессы дозревания и включения в работу структур головного мозга, необходимых для развития и нормальной жизни.

У ребенка улучшается социальная адаптация, развиваются бытовые навыки, повышается интеллект. Он начинает гармонично расти, обретает возможность полноценно общаться с другими детьми. Это позволяет ему с определенным успехом обучаться в дошкольных и школьных учреждениях, развивать свои социальные контакты, возвращаться в мир реальности.

При нетяжелой форме заболевания дети не только выходят из категории инвалидов, но и проявляют неординарную одаренность, способность к уникальному творческому самовыражению. Эти способности помогают им стать успешными и найти свое место в мире.

Материалы и методы обследования

В исследовании проанализированы данные из проекта Infant Screening Project, который сотрудничает с Бостонской детской больницей и Бостонским университетом (Boston University), целью которого является ранняя диагностика младенцев, подверженных риску развития ASD и/или языковых и коммуникативных трудностей.

Уильям Бозл (William Bosl), сотрудник Университета Сан-Франциско (University of San Francisco), также связанный с Программой информатики в области вычислительной медицины (CHIP) в Бостонской детской больнице, почти десять лет работает над алгоритмами для интерпретации сигналов ЭЭГ, известных как криволинейные линии, генерируемые электрической активностью в мозге. Исследования Бозла показывают, что даже нормальная ЭЭГ содержит точные данные, которые отражают функцию мозга, шаблоны связности и структуру, которые можно обнаружить только при помощи компьютерных алгоритмов.

Проект детского скрининга предоставил Бозлу данные ЭЭГ  99 младенцев с высоким риском ASD (имеющих в анамнезе старшего брата с диагнозом АDS) и 89 с низким уровнем риска (без анамнеза). ЭЭГ проводили в возрасте 3, 6, 9, 12, 18, 24 и 36 месяцев, установив специальную шапочку на голове младенцев с 128 сенсорами. При это дети сидели на коленях своих матерей. Также всем детям проведена обширная поведенческая оценка с помощью Плана диагностического обследования при аутизме (ADOS).

В вычислительных алгоритмах Бозла были проанализированы шесть различных компонентов (частоты) ЭЭГ (высокая гамма, гамма, бета, альфа, тета, дельта), используя множество уровней сигнала.

Вывод

Диагностика и комплекс лечения на ранних сроках позволит предотвратить или значительно смягчить инвалидность, связанную с РАС. Если идентифицировать нарушение мозговых сигналов и знать, в чем проблема, можно подобрать эффективную терапию. В этом может помочь диагностирование с применением электроэнцефалограммы.

И эксперты, и родители отмечают, что дети очень изменились за последние годы. С одной стороны, они стали более современными, чуть ли не с пеленок разбирающимися в гаджетах и компьютерах, – но при этом, как ни странно, менее самостоятельными, с задержкой взросления. Многие родители ощущают, что в раннем возрасте их дети физически слабы, часто болеют. Позже у них начинаются проблемы в школе из-за низкой концентрации внимания, малоподвижности или, наоборот, гиперактивности. Представители медицины и педагогики все чаще спорят о причинах возникновения этих процессов. При этом кто-то из родителей может спорить о положении дел, но факты говорят сами за себя. По последним данным, 80% современных детей в России рождаются с отклонениями в развитии, которые ограничивают их возможности. И все больше среди них становится детей с болезнями и нарушениями психоневрологической сферы. Очень часто врачи при первых же признаках неврологических нарушений ставят диагноз «аутизм», даже не разбираясь. Но не нужно быть специалистом в этой области, чтобы понимать, что то, что сейчас подводят под общий знаменатель «болезнь» — это всегда сложный комплекс биологических и социальных явлений, в причинах которых нужно подробно разбираться.

«Полиграф.Медиа» постарался дать читателям представление об основных элементах проблемы и сформулировать понятный алгоритм действий в случае наличия тех или иных признаков нарушения развития у детей. Для этого мы связались с детским неврологом, создателем и руководителем первого в России детского неврологического центра «Прогноз», основанного еще в 1988-м году. Эксперт был выбран редакцией на основании тщательнейшей предварительной проработки рассматриваемой области – в том числе по отзывам специалистов в области детской неврологии, психиатрии, психологии и педагогики, а также родителей, дети которых проходили неврологическое лечение.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации