Содержание
Что представляет собой душа человека?
Гофманн говорит:
«С тех пор как хаос образовал материю, дух земли берет различные формы из этой живущей материи и производит сны и привидения. Эти призраки суть очертания того, что было или что еще будет создано».
Душа человека не стареет никогда; умственные способности по-видимому ослабевают в старости, но и это неверно; способность не теряет своей силы, но тело дряхлеет и не может уже ей повиноваться. Когда наступает время ослабления всего организма, тогда действительно расстраивается согласие между органами и мыслью. Но в самую минуту разлучения души человека от тела, мгновенно возникает энергическая реакция и тогда душа говорит и часто пророчествует. Рабле говорит еще:
«Когда мы находимся в безопасной пристани, мы следим издали за мореходами, плывущими в беспредельном море, мы молимся безмолвною молитвой за их благополучное прибытие в гавань; и когда они приближаются наконец к берегу, мы их приветствуем знаками и словами и поздравляем их с благополучным окончанием путешествия. Так и ангелы, герои и добрые духи (по доктрине платонической), видя человека, близкого к смерти, к этому безопасному пристанищу, месту отдохновения вне земных тревог, приветствуют его, утешают его, разговаривают с ним и начинают его посвящать в божественные тайны».
«Следовательно, будущее существует?» – спросят нас. Без сомнения.
Да, будущее существует, но как дитя в утробе матери, формы которого еще недостаточно развились, чтобы жить.
Дитя может и не остаться живым – так и будущее может быть изменено свободной волей человека. Но тем не менее, не подлежит сомнению, что есть существа, обреченные судьбою, с самого дня рождения на горе и страдания и на борьбу с этими страданиями, и по теории возвращения душ, они очищаются посредством этих испытаний.
Эти существа носят на себе какой-то от печаток своей судьбы, и замечательно на блюдение неба в минуту их рождения.
По теории древних астрологов, положение звезд в это время имеет сильное влияние, губительное или благодетельное; посвященный в эти тайны может свободно читать знаки, начертанные на всем существе младенца. Для него видима судьба человека, его добрые или злые наклонности, которые, так сказать, окружают его извне своими лучами. Планетный ток сохраняет все отражения, и следовательно, и вид неба в минуту появления младенца; он содействует как зарождению, так и рождению его.
Парацельс первый заметил, что отражения, сохраняющиеся в планетном эфире, запечатлеваются на существах, рожденных с его помощью.
Эти знаки видимы на человеке, на животных, на листьях растений и даже на минералах. Человек носит их на всем своем теле, но преимущественно на челе и на руках.
Свт. Филарет (Дроздов)
Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его
Я изыщу и вашу кровь и проч. Поелику закону о крови животных, по–видимому, можно было противоположить, что они сами не щадят крови человеческой и все твари видимые живут разрушением других, то Законодатель непосредственно присоединяет закон о человекоубийстве от зверя; а к сему как бы мимоходом прилагает закон о человекоубийстве между человеками. Таким образом, сей последний закон, будучи существенною целью двух предыдущих, является в виде случайного их дополнениями; и сие на тот конец, дабы закон сколько можно менее предполагал действительное преступление и оно казалось бы тем более ужасно и чудовищно, чем менее ожидаемо. Некоторые изъясняют также взаимную связь сих законов восхождением от меньшего к большему.
Изыскание крови значит изыскание и наказание виновного в кровопролитии (Быт. 42:22). В сем смысле Бог называется Изыскателем крови (Пс. 9:13). Изыскуется же кровь человеческая от зверя ловцом и законом положительным (Исх. 21:28-29)
Бог поставляет Самого Себя изыскателем крови как для того, чтобы сим дать полномочие и важность правосудию человеческому, так и для того, чтобы никакой убийца не ласкался ненаказанностью, ибо, уклоняясь от суда человеческого, впадает он в руки Бога Мстителя, карающего злодеяние в жизни, в смерти и по смерти.
Толкование на Книгу Бытия.
М.С.Норбеков об удивительных свойствах крови
Руководитель института по самовосстановлению человека, духовный лидер и заслуженный ученый М.С.Норбеков доказывает, что кровь человека обладает специальным ферментом — ацетилхолинэстеразой, на котором, как на флешке (сравнение, конечно, грубоватое), записывается все, о чем человек думает, переживает, что чувствует. Благодаря этому, уверяет Мирзакарим Санакулович, можно запрограммировать самого себя на выздоровление от любой болезни, даже рака, а также на оздоровление и омоложение организма в целом.
Видео: Кровь человека – проводник его души
https://youtube.com/watch?v=SlCRU-2myuU
Достаточно дать нужную команду – и этот фермент приобретет исцеляющие свойства и понесет нужную информацию к больному органу или ко всем клеткам организма в целом, заставляя их работать, например, в омолаживающем режиме. В своих книгах, которые давно стали бестселлерами, Норбеков подробно описывает механизм управления собственным организмом и практически везде подчеркивает, что обычный человек не в силах управлять ни мыслями, ни чувствами. Поэтому у него остается один путь воздействия, скажем, на ту же кровь – это мышечный корсет (подробнее об этом читайте в статье «Что такое мышечный корсет»).
В заключение отметим: учеными давно доказано, что молодая кровь, перелитая человеку, омолаживает его организм, здоровая — способна бороться даже с неизлечимыми болезнями. Не случайно во всех колдовских ритуалах, призванных вернуть молодость, используется кровь младенцев, юношей или девушек. Кстати, молодая кровь в этих целях нередко применяется и в современных медицинских учреждениях. Вот только медики (в отличие от колдунов, которые умели блокировать ненужную информацию), часто сталкиваются с тем, что, кроме омоложения либо выздоровления, человек получает еще и черты характера своего донора, его привычки, а порой и вовсе происходит раздвоение личности…
Видео: Кровь человека – проводник его души
https://youtube.com/watch?v=XBIDXNoerz4
Мнение ученых
В большинстве своем ученые продолжают оставаться скептически настроенными по отношению к факту реальности души. Однако энтузиасты от мира науки не перестают удивлять.
Павел Гуськов из Барнаула провел эксперимент с водой, пытаясь доказать, что душа у каждого человека столь же индивидуальна и способна оставлять отпечатки, как кончики пальцев. Пригласили пять человек, рядом с каждым поставив стакан с водой на 10 минут. После этого Гуськов проанализировал образцы на факт изменения структуры. Удивительно, но оказалось, что вода каждого из участников эксперимента приобрела новые свойства, отличные от остальных образцов фокус-группы.
Экстрасенсы считают, что материальное подтверждение факта реальности души – всего лишь дело времени.
Образ Божий в человеке
Священный писатель о сотворении человека повествует:
В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен «по образу, «но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и Учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцов.
Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви.
Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви.
- Вечный Бог наделил человека бессмертием его души, хотя душа бессмертна не по самой природе своей, а по благости Божией.
- Бог совершенно свободен в Своих действиях. И человеку он дал свободную волю и способность в известных рамках к свободным действиям.
- Бог премудр. И человек наделен разумом, способным не ограничиваться только земными, животными потребностями и видимой стороной вещей, а проникать в их глубину, познавать и объяснять их внутренний смысл; разумом, способным подняться к невидимому и устремиться своей мыслью к Самому виновнику всего существующего — к Богу. Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая его природа, а то, что соответствует его высшему достоинству.
- Бог создал человека по Своей благости и никогда не оставлял и не оставляет его Своей любовью. И человек, получивший душу от вдохновения Божия, стремится, как к чему то, к себе родственному, к верховному своему Началу, к Богу, ища и жаждая единения с Ним, на что отчасти указывает возвышенное и прямое положение его тела и обращенный вверх, к небу, его взор. Таким образом, стремление и любовь к Богу выражают образ Божий в человеке.
Обобщая, можно сказать, что все добрые и благородные свойства и способности души являются таким выражением образа Божия.
Есть ли различие между образом и подобием Божиим? Большая часть свв. Отцов и учителей Церкви отвечает, что есть. Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие — в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность. Стать «по подобию» зависит от нашей воли и приобретается посредством соответствующей нашей деятельности. Потому о «совете» Божием и сказано: «сотворим по образу Нашему и по подобию», а о самом действии творения: «по образу Божию сотворил его», рассуждает св. Григорий Нисский: «советом» Божиим дана нам возможность быть «по подобию».
Силы души
«Силы души, — пишет св. Иоанн Дамаскин, — разделяются на разумную силу и неразумную. Сила неразумная имеет две части: …жизненную силу и часть, подразделяющуюся на раздражительную и вожделевательную». Но так как деятельность силы жизненной — растительно-животное питание тела — проявляется только чувственно и совершенно бессознательно, а поэтому не входит в учение о душе, то остается в учении о душе нашей рассматривать следующие силы ее: словесно-разумную, раздражительную и вожделевательную. На эти три силы и указывают св. отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей. «В душе нашей, — утверждает св. Григорий Нисский, — усматриваются по первоначальному разделению три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения» . Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творениях св. отцов Церкви почти всех веков.
Эти три силы должны быть обращены к Богу. Именно таково их естественное состояние. По словам аввы Дорофея, который соглашается здесь с Евагрием, «разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного» (Авва Дорофей. С.200). А преподобный фалассий пишет, что «отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание» (Добр. Т.3. С.299). Николай Кавасила, затрагивая тот же вопрос, соглашается с упомянутыми отцами и говорит, что человеческое естество создано для нового человека. Мы получили «мышление (λογισμό), чтобы познавать Христа, а желание – чтобы стремиться к Нему, и приобрели память, чтобы нести Его в ней», ибо Христос является первообразом людей.
Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.
Разумная
Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума — тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.
Раздражительная
Выражается в тяге к самопроявлению. Впервые просыпается она еще у ребенка вместе с первыми словами: «я сам» (в смысле: сам сделаю то или другое). В общем, это естественная потребность человека — не быть чьим-то чужим орудием или автоматом, а принимать решения самостоятельные. Наши желания, будучи поражены грехом, требуют наибольшей воспитательной работы, чтобы быть направленными на добро, а не на зло.
Вожделевательная
Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души — сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.
Вездесущая кровь
Американцы убеждены, что вместилищем души является кровь. Люди, которым ее переливали, меняются внешне и внутренне. У них может увеличиться рост, изменится походка, модифицироваться форма лица. Например, военный врач Александр Литвин перенес переливание крови. Донорами оказались разные люди. И со временем тело нашего героя стало меняться. Он подрос на 4 сантиметра, поправился на 5 килограммов, у него появились чужие воспоминания, даже мочки ушей поменяли форму. Неужели вместе с кровью к человеку могут перейти психологические и физические качества донора? Значит, душа живет в крови?
Учебник смерти
В VIII веке нашей эры проповедник буддизма, рожденный в Тибете, гуру Падмасамбхаве создает трактат, посвященный искусству смерти как процессу. Книга учит правильному прохождению через последнее испытание на жизненном пути, она основана на древнейших свитках и названа «Бардо Тхёдол», что буквально переводится как «Книга мертвых».
Тибетская книга мертвых
В книге подробно описано «бардо» — этапы смерти, через которые суждено пройти каждому человеку. Начиная с физической смерти и до следующего перевоплощения души проходит ровно 49 дней. Для успешного прохождения через это испытание нужно знать определенные тантрические практики, столь щедро и подробно описанные тибетским гуру.
Согласно записям в «Книге мертвых», после смерти душа не теряет зрения и связи с реальным миром, который она покинула: некоторое время она ведет наблюдение за родственниками и знакомыми, смотрит, как проходит прощание с ее физической оболочкой, обращает внимание и на материальную сторону погребального обряда. После того как тело было предано земле, душа устремляется на встречу со Светозарными Существами, не испытывая перед ними страха, но радуясь приближению этого часа
Умерший заглядывает в некий аналог зеркала, в котором видит все до единого свои земные поступки. В момент просмотра приходит полное осознание смысла жизни. После зеркала судьбы человеческая душа попадает на Великий Суд и 49 дней парит в ожидании нового перерождения, форму для которого определили на Суде
После того как тело было предано земле, душа устремляется на встречу со Светозарными Существами, не испытывая перед ними страха, но радуясь приближению этого часа. Умерший заглядывает в некий аналог зеркала, в котором видит все до единого свои земные поступки. В момент просмотра приходит полное осознание смысла жизни. После зеркала судьбы человеческая душа попадает на Великий Суд и 49 дней парит в ожидании нового перерождения, форму для которого определили на Суде.
Религиозные толкования
Верующие люди имеют свое представление о душе и ее происхождении. В зависимости от религиозных предпочтений меняются и взгляды на это.
Ислам
Согласно мнению мусульманских народов, энергетическая субстанция у плода образовывается спустя 4 месяца после зачатия. По словам пророка Мухаммеда, выделяют такие аспекты создания новой жизни:
- всякий человек образовывается в утробе на протяжении 40 дней в виде семенной капли;
- дальше такое же время пребывает в лоне как сгусток крови;
- потом еще 40 дней в виде части плоти;
- позже к плоду прилетает ангел, вдувающий в него дух.
Когда вдувается дух, одновременно записываются такие вещи:
- человеческий удел;
- срок земной жизни;
- дела личности, а также ее судьба.
Мусульмане считают, что жизнь есть до оплодотворения — это существование сперматозоидов и яйцеклетки, не имеющих Рух. В Священной книге говорится, что душа — это дело Аллаха, и ее секрет известен только ему. Согласно исламской вере, она возникает по велению Господа и обычному человеку об этом знать не суждено.
Христианство
Рождение души — великая тайна. Ни одному верующему неизвестно, как происходит процесс. Согласно христианскому учению, сразу после зачатия эмбрион одухотворен. Это не обычный комочек плоти и крови, а уже человек, хотя еще очень маленький. Он является уникальным, подобных в мире нет. У него определен пол, цвет глаз, заложены способности. Независимо от того, эмбрион ли это, плод, младенец или взрослый человек, он является образом Божьим. Поэтому аборт в этой религии считается смертным грехом.
В Священном Писании нет упоминаний о бессмертии души
О ее сотворении судят, принимая во внимание мнение святых отцов и отношения к ним Церкви. В Библии указывается следующее:
Из этих слов можно понять, что энергетическая субстанция появляется от соединения тела и дыхания. Существуют разные мнения святых отцов насчет того, откуда берется душа.
- Бог творит ее из ничего и потом соединяет с телом — так думали Ефрем Сирин, Феодорит, Иоанн Златоуст и др.
- Душа рождается от родителей, как и тело. Они вместе получают свое начало и развиваются. Так считали Тертуллиан, Григорий Богослов, Григорий Нисский и др. Эта версия не раскрывает тайны многих вопросов. Для примера, неизвестно почему случается удивительные отличия между родителями и их чадами. Многих интересует, от кого происходит субстанция — от матери или от отца.
После Пятого Вселенского собора начала господствовать первая теория. В дальнейшем распространилось мнение о рождении энергетической субстанции.
Церковь опровергла взгляд Оригена. В его догматической системе есть понятие предсуществование душ. Согласно этой теории, субстанции приходят на землю из горного мира. Концепция заимствована из философии Платона, но получила осуждение церковью, потому что она:
- опровергает учение Священного Писания о следствиях греха предков;
- не позволяет объяснить Боговоплощение.
Иудаизм
Рождение души, согласно иудаизму, случается на сороковой день после зачатия. Когда у малыша мать — еврейка, то он получает дополнительную субстанцию. Такая возможность появляется вследствие присоединения к народу. Сама душа формируется поэтапно.
- Капля семени, попадая в женский организм, вкладывает в него энергию Духа — хают. Она дается Всевышним.
- Хают хранится 3 дня, на протяжении которых должно произойти зачатие. Этот период символизирует такие свойства: интеллект, интуиция и стремление к высшим задачам.
- После соединения женской и мужской клеток они должны создать так называемый духовный пар. Взвесь капелек сформирует емкость для души. Для этого требуется 37 дней.
- По истечении 40 суток сосуд готов принять энергетическую субстанцию. Число связано со словом маим — вода, что означает приобретение Торы, разума Создателя.
С этого времени говорят о существовании плода. Дальше происходит развитие личности в лоне матери. Она получает задание от Творца. Душа формируется на протяжении 9 месяцев. Духовная пища исходит от материнской души: она становится тем каналом, по которому с небес идет энергия для построения, и приобретает его «оттенки».
А где же дух?
С духом все еще сложнее. Если человек двусоставен и создан Богом из тела и нематериальной души, то откуда же в нем вдруг появился дух? И что он такое?
Св. Игнатий Брянчанинов давал определение духа как стремление ума к божественному разуму, через которое человек постигает мудрость Бога. Это некое свойство души, для развития которого она использует мозг и сердце. А следовательно, дух является свойством (частью?) души, находится в ней и с ней же исходит из тела по смерти человека.
Святитель Иоанн Златоуст вообще считал, что душа и дух – это синонимы как тело и плоть.
Среди богословов вопрос о духе так и не решен. Возможно, что дух, как считал Свт. Григорий Палама, действительно является неким божественным даром человеческой душе, которая с помощью него может видеть, ощущать и чувствовать самого Бога.
Составные части
Душа – это вихревая субстанция, хранящая энергию и весь опыт, накопленный в течение каждого из воплощений в физическом мире. Подобно человеческому телу, душа способна расти и развиваться, она многомерна и вмещает в себя несколько уровней.
Душа есть только у людей, но каждое живое и неживое существо на планете имеет Дух. Это первичная божественная частица, составляющая мироздания, которая есть везде и всюду. Душу можно уничтожить, продать, утратить, а Дух – нет.
Представим человеческие оболочки в виде иерархии: физическим телом управляет душа, душа в свою очередь подвержена контролю Духа, все это окружено совестью, как океаном, который направляет человека на путь добра и справедливости.
Многомерная структура души и Духа
О составных частях души с точки зрения Библии, о назначении Духа расскажет Петр Новочехов:
Сама душа состоит из 3 компонентов, описание которых приведено в последующих подзаголовках.
Животная душа
Низший уровень принято называть животным – именно он ответственен за текущее воплощение в телесной форме. Расположенная в нижнем поле Дань-Тянь, животная душа меняется от воплощения к воплощению.
Проявляется на уровне инстинктов и физических желаний. Она не способна рождать мысли и идеи, в ней не копится жизненный опыт. Если позволить физическим потребностям управлять своей жизнью, животная душа начнет разрастаться, в таком случае душе не суждено перейти на более высокую ступень развития, она застревает в мире иллюзий.
Психическая душа
Расположена на уровне солнечного сплетения, и ее второе название – душа эмоциональная. Это константная часть, которая переходит из одной оболочки в другую, накапливая опыт эмоций, переживаний и мечтаний, испытанных во время земной жизни.
Именно этот уровень души ответственен за яркость чувств: благодаря ему человек плачет и смеется, испытывает ярость и умиротворение.
Научитесь контролировать эмоции во время земного бытия души: это поможет ей перейти на новый уровень, а не опуститься до перманентного пребывания на животном уровне.
Здесь же находится «пульт управления» любовью: и только от уровня души будет зависеть зрелость этого чувства. Молодые, как правило, низвергают любовь до уровня животных инстинктов, в то время как зрелые души способны ее вознести на качественно новую высоту – сделать любовь абсолютной.
Рассудочная душа
Эта часть связывает тело и Дух, по мнению специалистов, расположена на уровне сердца или несколько выше. Она совсем лишена эмоций и чувств: пока животная душа испытывает бесконечные потребности, а эмоциональная переживает весь спектр чувств – рассудочная часть ищет пути решения проблем и осмысляет происходящее.
Рассудочная душа расположена в области сердца
В наше время также нет единого мнения
Интересными представляются результаты, опубликованные немецкими психологами из города Любек. У группы детей в возрасте от 6 до 18 лет методично спрашивали: «Где, по вашему мнению, находится душа?» Поразительно, что все дети старшего возраста указывали на тело целиком – от пят до макушки, а вот малыши единогласно указывали на точку чуть левее сердца. Возможно, они чувствуют душу острее старших товарищей и способны безошибочно определять ее местоположение?
Ученые же не привыкли опираться на эмпирические методы и статистические данные социологических опросов: они предпочитают сухие факты.
Является ли душа частью мозга?
В XVII веке знаменитый французский философ и математик Рене Декарт выдвинул мнение, что душа – это составная часть головного мозга, расположенная в эпифизе – единственном непарном участке важнейшего человеческого органа, открытом россиянином Николаем Кобызевым.
Эпифиз мозга
Последователи теории Декарта утверждают, что у детей в возрасте до 7 лет эпифиз по форме напоминает глаз с ярко выраженным хрусталиком, фоторецепторами и нервными окончаниями, свойственными стандартному строению глаза. Но по достижении младшего школьного возраста постепенно начинает атрофироваться, так как большинство людей им не пользуются.
Биологи американского университета имени Джорджа Вашингтона проводили эксперименты по выявлению функций эпифиза. Один из них предполагал снятие энцефалограммы у пациентов, находящихся при смерти. Снимки всех умирающих в последние секунды жизни были поразительно похожи между собой: картина напоминала настоящий взрыв. А шкала эмпирических импульсов при этом взмывала к точке наивысших показателей. Ученые предположили, что эта необычная активность головного мозга – свидетельство высвобождения колоссального энергетического потока. Возможно, это не что иное, как прощание тела с душой.
Сердце всему голова?
Нередко можно услышать, что именно сердце — истинный дом души. Подтверждает этот факт и теория мировых религий о прощании тела с душой на 40-й день смерти, именно в этот период окончательно разрушаются клетки человеческого сердца. Совпадение или закономерность?
К сожалению, в области изучения души вопросов на сегодняшний день гораздо больше, чем ответов. Пол Перселл – практикующий американский психиатр – провел собственное расследование и опросил 140 человек, переживших трансплантацию. Результаты опубликованы в книге «Код сердца», и они по-настоящему поражают воображение. Выяснилось, что после трансплантации сердца личность человека сильно меняется, он перенимает черты донора органа.
Пол Перселл и его книга «Код сердца»
Против концепции Перселла выступает следующая история. 37-летняя Шерил Джонсон получила почку от 60-летнего донора. После пересадки женщина стала проявлять нетерпимость и несдержанность, ранее ей несвойственные. Выяснилось, что донор обладал бурным темпераментом, мистическим образом передавшимся по наследству Шерил.
Может ли быть кровь вместилищем для души?
Переливание крови давно стало рутинной процедурой, но всякий раз медики впечатлены трансформациями в человеке. Особенно поразительные перемены можно наблюдать, если переливание было значительным по объему. Изменениям может подвергнуться рост и вес, трансформируется форма мочки уха и даже подбородок.
Описан случай переливания крови 3 литров Александру Литвину, раненному в результате военных действий. Врачу не удалось получить весь требуемый объем редкой группы крови для переливания от одного человека, донорами стала группа его коллег. После выписки из больницы мужчина был поражен внешними изменениями своего тела: рост внезапно увеличился на 5 сантиметров, а вес – на 6 килограммов. Изменилась и форма уха.
Этот случай наталкивает на логичное умозаключение о том, что именно кровь является домом души.