Содержание
Оценка
Согласно его биографии в Одиннадцатой редакции Британской энциклопедии 1911 года, Рентген не был великим краснодеревщиком: «Его формы часто были неуклюжими, некрасивыми и банальными; его мебели не хватало мастерства французских и английских краснодеревщиков того великого периода. закончился около 1790 года. Его изделия из бронзы были плохими по дизайну и грубым исполнением; короче говоря, его работа испорчена коммерциализмом. Однако в качестве инкрустации он занимает высокое положение. Его маркетри смелее и энергичнее Ризенер, который в других отношениях возвышался над ним. Как искусный разработчик механизма, он полностью заработал репутацию, которую предыдущие поколения оценили выше, чем готов принять современный критик с его возможностями для сравнения. он изготовил с помощью Кинцинга много часов с длинным корпусом и других часов с оригинальным устройством индикации и регистрации. Рентген восхищался архитектурными формами, и его маркетри чаще en than not представляет те сцены из классической мифологии, которые были дорогим удовольствием 18 века ». Он хорошо представлен в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и других коллекциях.
Ссылки
- Мануэль Майер, 2018. Die Verwirklichung eines Möbels. Der Schreibsekretär von Abraham Roentgen in der Residenz zu Würzburg. , в: Mainfränkisches Jahrbuch für Geschichte und Kunst, Bd. 70, Archiv des Historischen Vereins für Unterfranken und Aschaffenburg, Bd. 141, Вюрцбург 2018, стр. 239-259. ISBN 978-3-88778-555-0
- Ханс Хут, 1974. Рентген-мебель: Авраам и Давид Рентген, европейские краснодеревщики.
- Дитрих Фабиан, 1992. Abraham und David Roentgen: Von der Schreinerwerkstatt zur Kunstmöbel-Manufaktur
- Йозеф Мария Гребер, 1980. Abraham und David Roentgen: Möbel für Europa: Werdegang, Kunst und Technik einer deutschen Kabinett-Manufaktur
- Розмари Штратман-Дёлер, 1998. Mechanische Wunder, edles Holz: Roentgen-Möbel des 18. Jahrhunderts in Baden und Württemberg
- Фабин, Дитрих. Kinzing und Roentgen Uhren aus Neuwied. 1984. ISBN 3-922923-28-3.
- Kreismuseum Neuwied: Kinzing & Co. Innovative Uhren aus der Provinz. 2003. ISBN 3-00-012149-8.
ⓘ Рёнтген, Давид
Давид Рёнтген — выдающийся мастер-мебельщик, сын и ученик немецкого мастера Абрахама Рёнтгена из Верхней Саксонии. В 1731 — 1738 годах Рёнтген Старший работал в Англии, затем в Германии в стиле рококо под влиянием знаменитого английского мастера Томаса Чиппендейла.
Давид Рёнтген обладал энергией и практической хваткой, он был талантливым коммерсантом и тонким художником. В начале 1768 году Давид возглавил мастерскую отца в Гамбурге, а затем, в 1770 году в Нойвиде близ Кобленца и со временем создал невиданное по тем временам предприятие, не имевшее себе равных в Европе с филиалами в Берлине и Вене. Ранние изделия мастерской, выполненные в стиле рококо, отличались изящного рисунка маркетри — декором наборного дерева, выполненным с особой тонкостью. В этой технике, изначально заимствованной у фламандских мастеров, работал сотрудничавший с Рёнтгеном рисовальщик и гравёр Януариус Цикк.
С 1774 года мастер начал работать в Париже, стал придворным поставщиком французского короля, членом Парижской корпорации эбенистов ebeniste, от греч. ebenos — чёрное дерево. Так называли мастеров-мебельщиков высшей квалификации, работающих с дорогими породами тропического дерева. Под влиянием французского искусства Рёнтген постепенно перешел от рококо к неоклассицизму. Давид Рёнтген продолжил традицию работы мебельщиков немецкого происхождения при французском королевском дворе и для других высоких заказчиков. Мастерами-немцами, а также скрытыми или явными протестантами, были Жан-Франсуа Эбен, Жан-Анри Ризенер, Вильгельм Бенеман, ученик Рёнтгена Адам Вайсвайлер, Мартен Карлен, Жан-Фердинанд Швердфегер.
Когда французский трон занял Людовик XVI, мастер привёз свою продукцию в Париж, а в 1780 — 1789 годах работал непосредственно во французской столице. Рёнтгену удалось эффектно сочетать традиции английского, голландского и французского мебельного искусства и точно угадать веяния нового в то время неоклассического стиля. Для мебели Рёнтгена характерно небольшое количество бронзовых деталей, использование дорогих пород дерева: красного, туевого, грушевого. Особой популярность пользовались секретеры с различными секретными замками и механизмами, которые выполнял механик и часовой мастер Петер Кинцинг 1745 — 1816. Но главная отличительная черта осталась прежней — изящный рисунок маркетри. «Визитная карточка» мастера, по которой легко атрибутируются произведения его мастерской 1770-х годов, — так называемый «перистый рокайль» нем. fedrigen Rokaillen особо утончённого рисунка.
Весной 1784 г. по рекомендации дипломата и писателя Ф. М. Гримма Давид Рёнтген привез в Санкт-Петербург первую партию мебели. Уникальное «Большое бюро с Аполлоном» 1783 вызвало восхищение императрицы Екатерины II и вошло в её коллекцию. Роскошное бюро благородных форм отделано красным деревом и декорировано золочёной бронзой, его «раскрытие» с помощью механического устройства представляет собой удивительный процесс. Поставки мебели для русского двора были огромны: с 1784 по 1790 г. в Петербург было отправлено несколько транспортов. Великолепная мебель как нельзя более подходила для убранства любимого детища императрицы — Большого Старого Эрмитажа, возведённого к 1784 году архитектором Ю. М. Фельтеном. В составе крупных партий мебели были уникальные, коллекционные вещи, такие как письменный стол-пюпитр, бюро с курантами и бюро с медальоном Платона. Императрица заказала мастеру шесть шкафов для хранения коллекций медалей и резных камней. В один из своих приездов Рёнтген принимал участие в ремонте эрмитажной мебели. В 1790 году Рёнтген приезжал в Санкт-Петербург вместе со своим учеником Генрихом Гамбсом 1765 — 1831, который остался в России и дальнейшее развитие русского мебельного искусства в значительной мере связано с его именем. Гамбс также повторил бюро Рентгена, слегка изменив его форму и декор.
В 1780-е годов Рёнтген достиг вершины своей славы. Он успешно работал для королевского двора в Берлине. Но революция во Франции разрушила его дело. Парижская мастерская была разгромлена, все лучшие вещи уничтожены. Сам мастер успел бежать в Германию, но былой славы достичь уже не удалось. Зато счастливо сохранилась мебель, привезённая им в Санкт-Петербург. Из воспоминаний Э Л. Виже-Лебрен, посещавшей Россию в 1795 — 1801 годах, известно, что большое количество «рентгеновской мебели» находилось не только в Эрмитаже, но и в загородных дворцах и дворянских усадьбах — гораздо больше, чем её мог произвести сам Рёнтген. Такую мебель изготавливали в столице братья Майер, А. И. Тур, а в провинции крепостные русские мастера.