Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 1

Анализ на стафилококк: как берут и где сдать

Предпосылки для диагностики

Подозрения на стафилококк могут возникнуть не только при наличии заболеваний верхних дыхательных путей. Всего известно более 30 видов этого микроорганизма, которые могут поражать абсолютно все органы и системы органов. Отправить пациента на анализ может не только ЛОР, но и гастроэнтеролог, маммолог, инфекционист, уролог, терапевт.

Сдать мазок из носа или зева целесообразно при подозрениях на такие нарушения:

ангина, спровоцировать которую может бета-гемолитический стрептококк; золотистый стрептококк, вызывающий появление гнойников на коже и слизистой; подозрение на дифтерию, менингококковую инфекцию или коклюш; мононуклеоз, ларингит и абсцессы, которые располагаются возле миндалин.

Особенности микроскопического исследования

В собранном материале определить наличие небольшого количества бактерий сложно. Однако некоторые первоначальные выводы все же делают. Полученная слизь размещается на предметном стекле. Его закрепляют над пламенем горелки и окрашивают материал в соответствии с Граммом. Используя иммерсионное масло, лаборант проводит исследование. В ходе такого анализа выявляются палочки грамположительного или грамотрицательного типа. В мазке могут находиться кокки или коккобациллы. Их свойства и подлежат исследованию.

Цена диагностики невелика в сравнении с получаемым эффектом для комплексной терапии инфекций. Выявленные признаки дают характеристику микроорганизмам:

  • при выделении кокков грамположительного типа в виде гроздьев предполагается наличие стафилококка;
  • положительное окрашивание с размещением кокков парами или цепью свидетельствует о стрептококках;
  • проявление грамотрицательных кокков – сигнал о присутствии нейсерии;
  • бактерии грамотрицательного типа, имеющие вид капсульных образований светлого оттенка с закруглениями на концах, подтверждают существование клебсиелл;
  • грамотрицательные палочки, не отличающиеся большими габаритами, — признак эшерихий и синегнойной палочки.

Методы исследования биоматериала

Материал необходимо исследовать не позже 2 часов после забора. Исследование мазка из зева и носа проводится разными способами: микроскопическое, бактериологическое и ПЦР (полимеразная цепная реакция). Это исследование длится несколько часов.

Именно поэтому полный результат можно получить только через несколько дней (около 1 недели). В данном случае выявляется возбудитель заболевания, его чувствительность к антибиотикам.

Микроскопия

Микроскопическое исследование мазка подразумевает под собой изучение полученного материала под микроскопом. Для этого проводят следующие манипуляции:

  • Нанесение материала на предметное стекло;
  • Фиксация материала на предметном стекле с помощью горелки;
  • Нанесение иммерсионного масла;
  • Окрашивание материала по Граму.

Лаборант сморит в микроскоп и фиксирует следующие признаки:

  • Вид патогенной микрофлоры (кокки, палочки, коккобациллы);
  • Вид окрашивания (грамположительные или грамотрицательные);
  • Как располагаются кокки и палочки (группами, гроздьями, цепочками).

Микроскопические признаки патогенных микроорганизмов, которые чаще всего обнаруживаются:

  • Кокки грамположительные, имеют вид виноградных гроздьев – это стафилококки;
  • Кокки грамположительные, расположенные в виде пар или цепочек – это стрептококки;
  • Палочки грамотрицательные со скругленными концами – это клебсиеллы;
  • Палочки грамотрицательные маленького размера – это синегнойные палочки и эшерихии.

Бактериология

Чтобы точно определить возбудителя, исследовать на флору и выявить чувствительность к антибиотикам необходимо произвести бактериологический посев из носа и зева на питательную среду.

Полученный материал из носа и зева с помощью стерильной ватной палочки наносят на питательную среду, которая располагается в чашке Петри. После чего с помощью петли материал разносится по всей поверхности среды. Емкости с бактериологическим посевом помещают в термостат. Следует отметить, что для каждого микроорганизма характерна определенная питательная среда, но который он размножается.

Таблица соответствия бактерий и питательной среды:

Питательная средаБактерии, которые хорошо растут на данной среде
Кровяной агарБольшинство сапрофитных и патогенных микроорганизмов, обитающих в носу и зеве. В данном случае бактерии провоцируют гемолиз эритроцитов.
Желточно-солевой агарХорошо растут стафилококки.
ЭнтерококкагарАктивизирует рост энтерококков.
Шоколадныйагар (агар с гретой кровью)
  • Гонококки;
  • Менингококки;
  • Гемофильная палочка.
Среда ЭндоЭнтеробактерии.
Среда СабуроУниверсальная, на ней растут многие бактерии.

При использовании универсальных питательных сред, на которых растут многие виды бактерий, дифференциация проводится по цвету, интенсивности роста, зоне расположения колоний.

После того, как будут высеяны бактерии, необходимо определить их чувствительность к антибактериальным средствам. Для этого антибиотики различных групп наносят на колонии и наблюдают за их воздействием на бактерии. Данное исследование довольно длительное и занимает от 5 до 10 дней, в среднем 1 неделя.

Полимеразная цепная реакция (ПЦР)

ПЦР мазка помогает выявить возбудителя с помощью ДНК в полученном материале.

Преимущества Полимеразной цепной реакции:

  • Результат готов через 24 – 72 часа;
  • Можно выявить возбудителей, которые плохо или вовсе не растут на питательных средах. К таким возбудителям относятся хламидии, вирусы и другие;
  • Выявляются живые и погибшие возбудители. Погибают они во время лечения;
  • ПЦР более точен, так как способен выявить даже незначительно количество ДНК патогенных микроорганизмов.

В тех случаях, когда нужен точный результат, а времени ждать нет, то назначают анализ методом ПЦР.

Анализ крови

Но это не единственный анализ на стафилококк. Как берут кровь для поиска указанной бактерии в организме? Все предельно просто. Но эта процедура не слишком годится для детей, особенно маленьких.

Дело в том, что кровь для поиска стафилококка сдается из вены. Но у маленьких детей обычно берут биоматериал из пальца. При этом желательно не кормить ребенка перед процедурой.

То же самое касается взрослых. Как уже было сказано, при сдаче крови из вены необходимо воздержаться от приема пищи, так как максимально точный результат возможен только при проведении процедуры натощак.

Врач ищет на локтевом сгибе толстую вену. Затем рука пациента кладется на специальную подушечку внутренней стороной вверх. На предплечье затягивают специальный жгут, после чего врач просит «поработать кулаком» или напрячь руку. Нужная вена от напряжения становится хорошо заметной и легко прощупывается.

В нее вводят специальную иглу с приемником крови. После того как наберется необходимое количество крови, иглу удаляют, а к месту укола прижимают ватный диск. Чаще всего его закрепляют бинтом для надежности. Именно так осуществляется анализ на стафилококк.

Еще один довольно информативный прием — это сдача мочи для поиска стафилококка в организме. Обычно данное исследование заменяет мазок из уретры. Проводится без особых манипуляций, но с предварительной подготовкой.

Чтобы сдать мочу на анализ, необходимо просто выдержать 8-часовую голодовку, а также воздержаться от приема медикаментов и воздержаться от курения и алкоголя. В небольшой стерильный контейнер пациент собирает утреннюю (первую) мочу, после чего относит ее в лабораторию для дальнейшего исследования.

Стоит обратить внимание на то, что собранный биологический материал действителен исключительно 2 часа. Поэтому необходимо как можно скорее доставить его в медицинское учреждение

Особенности стафилококка

Стафилококк имеет шаровидную форму. Ныне выявлено и описано приблизительно 30 видов данного микроорганизма, 10 из которых постоянно находятся на кожном покрове человека, не неся в себе никакой опасности для его здоровья и жизни.

В медицине на сегодняшний день выделяют 3 вида бактерии, которые могут вызвать в человеческом организме патологический процесс: эпидермальный, золотистый и сапрофитный стафилококк. Эти виды способны нарушать механизмы местного иммунитета и выделять токсичные продукты (энтеротоксины) жизнедеятельности, отравляющие тело человека.

Стандартная локализация сапрофитного стафилококка — мочевыводящие и половые пути. Он чаще встречается у взрослых женщин, чем у мужчин. Эта бактерия обычно провоцирует воспалительный процесс мочевого пузыря. Норма для человеческого организма, когда на коже располагаются незначительные колонии эпидермального стафилококка. Патологический процесс может начаться с попаданием микроорганизма в кровоток через рану или царапину. Обязательное условие для начала заболевания — слабый иммунитет, неспособный удерживать размножение патогена.

Наиболее опасной болезнетворной бактерией для человека является золотистый стафилококк. Он может вызвать инфекцию практически на любом участке тела. От него страдают и взрослые, и дети обоих полов в равной степени. Этот микроорганизм является нечувствительным к термическому воздействию, этиловому спирту, ко многим группам антимикробных препаратов.

Существует определенная норма золотистого стафилококка, обнаруженного при бактериальном посеве. Причем в разных лабораториях эта норма варьирует. Существует документ, который предполагает у ребенка полное отсутствие в теле данного микроорганизма. Но это является большой редкостью, поэтому во многих научно-исследовательских институтах выводят свои нормальные показатели. Стафилококк у новорожденных считается нормальным, если его показатель не превышает четвертой степени.

Инфекция, вызванная болезнетворным видом стафилококка, передается от человека к человеку как при бытовом, так и воздушно-капельном контакте. Активность патогенного микроорганизма может спровоцировать:

  • воспаление легких;
  • острый тонзиллит;
  • цистит;
  • уретрит;
  • дисбактериоз;
  • мастит;
  • гнойное осложнение инфекционных заболеваний;
  • аппендицит;
  • холецистит;
  • перитонит;
  • менингит;
  • дерматиты;
  • сепсис, при котором патоген попадает в кровь, и может наступить смерть.

Именно поэтому проведение анализа на стафилококк является важной составляющей диагностики многих заболеваний. Чтобы эффективно лечить патологии, вызванные бактериальными микроорганизмами, используются препараты класса антибиотиков

Но универсального лекарства нет, потому для каждой группе патогенов существует определенный препарат, эффективно уничтожающий только определенные бактерии. Также анализ на стафилококк, как берут его в лаборатории, позволяет сразу протестировать на бактериальных колониях различные антибиотики (тест in vitro — в пробирке), чтобы выявить наиболее эффективный. Это позволяет избавить организм пациента от вынужденного подбора лекарственного средства сразу на нем (тест in vivo — в условиях живого организма)

Чтобы эффективно лечить патологии, вызванные бактериальными микроорганизмами, используются препараты класса антибиотиков. Но универсального лекарства нет, потому для каждой группе патогенов существует определенный препарат, эффективно уничтожающий только определенные бактерии. Также анализ на стафилококк, как берут его в лаборатории, позволяет сразу протестировать на бактериальных колониях различные антибиотики (тест in vitro — в пробирке), чтобы выявить наиболее эффективный. Это позволяет избавить организм пациента от вынужденного подбора лекарственного средства сразу на нем (тест in vivo — в условиях живого организма).

Кроме того, очень важно убедиться, что именно стафилококком, а не каким-либо другим микроорганизмом вызвана инфекция. Ведь существуют заболевания, вызванные грибками, другими бактериями или вирусами

Например, ангина может иметь как бактериальную, так и вирусную природу. Если начать антибактериальную терапию без предварительного исследования биологического материала пациента, тогда как патологию спровоцировал вирус, это еще больше ослабит иммунитет больного и навредит его организму.

Посев на дифтерию (Corynebacterium diphtheriae)

785 руб.

Микробиологическое исследование, позволяющее выявить возбудителя дифтерии (C. diphtheriae) в исследуемом биоматериале.

Синонимы русские

Посев на бациллы Леффлера, посев на BL, посев на дифтерийную палочку.

Синонимы английские

Corynebacterium diphtheriae сulture, Diphtheria сulture.

Метод исследования

Микробиологический метод.

Какой биоматериал можно использовать для исследования?

Мазок из зева и носа.

Как правильно подготовиться к исследованию?

За 3-4 часа до взятия мазков из ротоглотки (зева) не употреблять пищу, не пить, не чистить зубы, не полоскать рот/горло, не жевать жевательную резинку, не курить. За 3-4 часа до взятия мазков из носа не закапывать капли/спреи и не промывать нос. Взятие мазков оптимально выполнять утром, сразу после ночного сна.

Общая информация об исследовании

Corynebacterium diphtheriae (бациллы Леффлера) – это грамположительные бактерии рода Corynebacterium, являющиеся возбудителями дифтерии и способные к выработке дифтерийного токсина. Заболевание передается воздушно-капельным путем, источником инфекции являются больные люди или бактерионосители.

Инкубационный период составляет в среднем 2-5 дней. Происходит фибринозное воспаление слизистых оболочек ротоглотки и дыхательных путей с формированием псевдомембран и с симптомами общей интоксикации.

При токсической форме дифтерии также может поражаться сердце и нервная система. В некоторых случаях возможно бессимптомное носительство.

Диагноз “дифтерия” основывается на клинических данных, посев на дифтерию проводится для подтверждения.

Для чего используется исследование?

  • Для подтверждения диагноза “дифтерия”.
  • Для дифференциальной диагностики заболеваний, протекающих со сходными симптомами, таких как ангины различного происхождения, паратонзиллярный абсцесс, инфекционный мононуклеоз, острый ларинготрахеит, эпиглоттит, бронхиальная астма.
  • Чтобы оценить эффективность проводимой антибактерильной терапии.

Когда назначается исследование?

  • При подозрении на дифтерию.
  • Когда известно, что пациент контактировал с больными дифтерией.
  • После проведения антибактериальной терапии – не менее чем через 2 недели после окончания курса антибиотиков.
  • В некоторых случаях перед госпитализацией в стационар (с профилактической целью).

Что означают результаты?

Референсные значения: нет роста.

Выявление возбудителя дифтерии подтверждает диагноз “дифтерия” или, если симптомы заболевания отсутствуют, свидетельствует о бактерионосительстве. При отрицательном результате посева у больного с подозрением на дифтерию диагноз может быть подтвержден в том случае, когда у контактных лиц результат посева положительный, то есть выделяется возбудитель дифтерии.

Причины положительного результата

Дифтерия или бессимптомное носительство C. diphtheriae.

Причины отрицательного результата

Отсутствие дифтерии. Исключение составляют случаи, когда на момент исследования проводилось лечение антибиотиками.

Что может влиять на результат?

Предшествующая антибактериальная терапия.

Важные замечания

Диагноз “дифтерия” основывается на клинической картине заболевания, поэтому лечение должно быть начато до получения лабораторного подтверждения заболевания. При положительном результате посева необходимо исследовать выделенный штамм С. diphtheriae на токсигенность.

Также рекомендуется

Кто назначает исследование?

Инфекционист, терапевт, врач общей практики, педиатр, ЛОР.

Литература

  1. Macgregor R.R. Corynebacterium diphtheriae. In: Principles and practice of infectious disease / G.L. Mandell, Bennett J.E., Dolin R (Eds) ; 6th ed. – Churchill Livingstone, Philadelphia, PA 2005. – 2701 p.
  2. Efstratiou A. Laboratory guidelines for the diagnosis of infections caused by Corynebacterium diphtheriae and C. ulceran / A. Efstratiou, R.C. Georg // Communicable disease and public health. – 1999. – Vol. 2, № 4. – P. 250–257.
  3. Current approaches to the laboratory diagnosis of diphtheria / A. Efstratiou // J. Infect. Dis. – 2000. – Vol. 181 (Suppl 1). – P. S138–S145.

Стафилококк в мазке 10 в 3 — 10 в 5

Единицей измерения при проведении количественного анализа служит КОЕ/мл – количество колониеобразующих единиц в 1 мл исследуемого биологического материала.

Для проведения подсчетов и определения степени обсемененности, сначала подсчитывают количество однородных колоний, которые выросли в чашке Петри после посева. Они должны быть идентичными по цвету и пигментации. Затем делают перерасчет из количества колоний в степень обсеменения.

Рассмотрим на конкретном примере. Например, если в чашке выросло 20 КОЕ, это означает, что в 0,1 мл исследуемого материала содержалось 20 колоний микроорганизмов. Рассчитать общее количество микроорганизма можно так: 20 х 10 х 5 = 1000, или 103 (10 в 3). При этом исходят из того, что 20 – число колоний, которые выросли на чашке Петри, 10 — число колониеобразующих единиц в 1 мл, с учетом того, что посеяна была только одна десятая часть микроорганизмов, 5 – объем физиологического раствора, в котором была разведена проба.

Алгоритм действий при взятии мазка из зева

Показания:определяет врач.

Противопоказания:определяет врач.

  1. ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ.

  • пробирку со стерильным тампоном,
  • стерильный шпатель,
  • стерильные перчатки,
  • маску,
  • очки,
  • штатив.

Наденьте очки, маску и перчатки.

Информируйте пациента о ходе предстоящей манипуляции, получите согласие на ее проведение.

Усадите больного лицом к источнику света.

ВЫПОЛНЕНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ.

Сядьте напротив пациента.
Возьмите в левую руку шпатель и пробирку.
Надавите шпателем на корень языка, правой рукой за пробку извлеките из пробирки стерильный тампон.
Проведите тампон по дужкам и небным миндалинам (слева и справа), не касаясь слизистой оболочки рта.
Осторожно, не касаясь наружной поверхности пробирки, введите стерильный тампон в пробирку.

ОКОНЧАНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ.

    1. Спросите у пациента о самочувствие.

    2. Снимите перчатки.

    3. Вымойте руки.

    4. Заполните направление в бактериологическую лабораторию.

НАПРАВЛЕНИЕ

В бактериологическую лабораторию

Мазок из зева.

Ф., И., О. больного.

Возраст больного.

Отделение _______________________

Номер медицинской карты стационарногобольного.

Предполагаемый диагноз.

Дата и время взятия материала.

Дата и время доставки в лабораторию.

Подпись медсестры

алгоритмдействий при взятии мазка из носа.

Цель: лечебная.

Показания:определяет врач.

Противопоказания:определяет врач.

  1. ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ.

  • пробирку со стерильным тампоном;
  • стерильный шпатель;
  • стерильные перчатки;
  • маску;
  • очки;
  • штатив.

Наденьте очки, маску и перчатки.

Информируйте пациента о ходе предстоящей манипуляции, получите согласие на ее проведение.

Усадите больного лицом к источнику света, голова должна быть слегка запрокинута назад.

1. Сядьте напротив пациента.

2. Возьмите пробирку в левую руку, правойрукой извлеките из нее тампон.

3. Левой рукой приподнимите кончик носабольного, правой введите тампон легкимвращательным движением в нижний носовойход с одной стороны, затем с другойстороны.

4

Осторожно, не касаясь наружнойповерхности, введите тампон в пробирку

НАПРАВЛЕНИЕ

В бактериологическую лабораторию

Мазок из зева

Ф., И., О. больного

Возраст больного

Отделение _________________

Номер медицинской карты стационарногобольного

Предполагаемый диагноз

Дата и время взятия материала

Дата и время доставки в лабораторию

Подпись медсестры

  1. Спросите пациента о самочувствии.

  2. Снимите перчатки.

  3. Вымойте руки.

  4. Заполните направление в бактериологическую лабораторию.

  5. Отправьте пробирку с направлением в бактериологическую лабораторию.

алгоритмдействий

приисследовании секреторной функциижелудка

Цель:диагностическая.

Показания:определяет врач.

Противопоказания:определяет врач.

ПРИМЕЧАНИЕ: исследование проводятутром, натощак вечером, накануне больнойпринимает легкую пищу не позднее 21 ч.

  1. ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ.

1. Приготовьте:

  • стерильный тонкий желудочный зонд,
  • стерильный лоток,
  • емкости (банки или пробирки) для порций желудочного сока,
  • шприц,
  • гистамин,
  • димедрол,
  • спирт,
  • шарики,
  • капустный отвар или мясной бульон 200 мл,
  • перчатки,
  • дистиллированную воду.

2. Объясните пациенту цель и порядокпроведения процедуры, получите согласиена ее проведение.

3. Правильно и удобно усадите больного,он должен плотно прислониться к спинкестула и слегка наклонить голову вперед.

4. На шею и грудь пациента положитеполотенце, проследите, чтобы он снялсъемные зубные протезы, дайте ему в рукилоток (для сбора вытекающей слюны).

6. Наденьте перчатки.

7. Возьмите в правую руку смоченный дистиллированной водой тонкий желудочныйзонд на расстоянии 10-15 см. от слепогоконца, а левой рукой поддерживайте егосвободный конец.

8. Предложите больному открыть рот,положите слепой конец зонда на кореньязыка, а затем введите его глубоко вглотку пациент при этом должен глубокодышать через нос и делать глотательныедвижения.

9. При каждом глотательном движенииактивно проводите зонд по пищеводу донужной метки (если больной закашлялся,то извлеките зонд).

Техника взятия материала

Образец берётся с нескольких участков. Это могут быть носовые проходы, зев или миндалины. В данных зонах микрофлора существенно не различается. Для забора требуемого материала требуются однократные или многократные манипуляции. Выяснить тип возбудителя можно посредством одной процедуры. Повторное диагностирование производится уже после начала курса терапии – через 7-10 дней. Такое исследование позволит оценить эффективность и прогресс лечения. При продлении периода терапии или в случае сомнений в результатах врач может назначить мазок в третий раз.

Последовательность действий при заборе посева из горла следующая:

  • пациент усаживается на твёрдую поверхность, просят запрокинуть голову и открыть широко рот;
  • шпателем надо прижать язык, чтобы исключить ненужные помехи;
  • посредством стерильного тампона из ваты на инструменте собирается слизистая масса из зева;
  • тампон быстро извлекается и помещается в ёмкость с раствором.

Подготовленный к тестам материал в ёмкости с раствором должен быть в течение 2-3 часов доставлен в лабораторию. Это период информативной жизнеспособности отобранных бактерий.

Каково назначение мазка

В носоглотке человека присутствует большое число микроорганизмов, которые формируют микрофлору. Когда все показатели в норме, то микробы сдерживают размножение друг друга, исключая факты проявления инфекции. Так действует внутренний механизм защиты микрофлоры носоглотки.

Основные показания к проведению анализов

Иногда иммунная система даёт сбои. Сказываются постоянные стрессы, переохлаждение, несоблюдение гигиены. В результате численность одного микроба начинает бесконтрольно возрастать, и возбудитель провоцирует инфекцию.

Нос, слизистые покровы горла, миндалины выступают своеобразным фильтром. На нём оседают бактерии. Наряду со стафилококками, которых около 30 видов, здесь можно встретить и другие микроорганизмы. Они бывают патогенного или условно-патогенного типа. К ним относятся стрептококки, пневмококки, а также менингококки и разнообразные энтеробактерии.

Мазок из зева и носа на стафилококк и иные возможные бактерии позволит определить состав сформированной в организме микрофлоры. Это микробиологическое исследование назначается лицам, часто страдающим заболеваниями лор-органов – ринитом и синуситом, ангиной, фарингитом. Также к числу случаев, когда показан мазок, относят воспаления слизистой носоглотки, сопровождающиеся высокой температурой и болевыми ощущениями.

Дополнительные цели диагностики

При отсутствии патологических изменений и жалоб пациент направляется на исследование и в ряде других случаев:

  • женщины в период беременности;
  • работники медицинских и учебных заведений;
  • пациенты перед хирургическим вмешательством.

Мазок, взятый из зева и носа на стафилококк или другую бактерию, играет роль бактериологического посева с целью выяснения степени чувствительности конкретного микроба к действию антибиотиков. При этом не одни лор-специалисты могут назначить обследование, но и иммунолог, гастроэнтеролог или инфекционист. Анализ потребуется при диагностировании таких недугов:

  • ангины — её возникновение может обусловливаться действием стрептококка, относящегося к бета-гемолитическому типу;
  • ларингита;
  • гнойничковых образований на кожных и слизистых покровах при риске появления золотистого типа стрептококка;
  • дифтерийной или менингококковой инфекции, коклюша;
  • мононуклеоза.
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации