Андрей Смирнов
Время чтения: ~12 мин.
Просмотров: 8

17 современных художников, которые покорили нас в этом году

Исаак Левитан (Россия)

Исаак Левитан — мастер эмоционального пейзажа. Левитан удивительно чутко чувствовал природу, умело передавал на холсте не только ее красоту, но и настроение. Его лирическим работам свойственна высшая гармония и субъективные переживания. Но глядя на его картины, понимаешь, что природа умеет радоваться и печалиться, ликовать и неистовствовать. При этом мастер ничего не приукрашивал. Левитан был влюблен в скромную русскую природу. Считал, что она гораздо интереснее, разнообразнее, чем ландшафты Средиземноморья. Живописец грустил во время путешествия по яркой Франции и величественной горной Швейцарии. Мечтал поскорее вернуться в Россию, к ее меланхоличным видам.

Полюбоваться на работы этого известного пейзажиста можно в Русском музее, Третьяковской галерее. Есть его картины и в провинциальных российских музеях.

Исаак Левитан

Исаак Левитан — один из самых популярных русских художников, живших в 19-ом веке. Этого автора называют «мастером настроенческого пейзажа». В его работах главная героиня — окружающая среда во всем своем разнообразии. Левитан умел подчеркивать очарование русской природы в любое время года. Его работы завораживают, кажется, что написанные им лирические пейзажи наделены человеческими эмоциями. Лес, небо, река на его полотнах радуются, хмурятся, ликуют, оплакивают.

Самые популярные произведения Исаака Левитана: «Осенний день в Сокольниках», «Над вечным покоем», «Золотой Плёс».

Море на картинах художников XIX века

Марины достигли пика своей популярности в начале девятнадцатого столетия. Тема оказалась востребована художниками романтического жанра. Сюжеты, где люди противостоят бушующей стихии, идеально подходили для того, чтобы передать накал страстей и вызвать у зрителя эмоциональный отклик.

Прославленный британский маринист Уильям Тернер (William Turner) увлекся морскими пейзажами после своего путешествия по Италии. Живописец досконально изучил природу движения воды и воздуха, постоянно совершенствовал технику и оставил после себя серию выразительных работ, проложивших дорогу импрессионистам.

Море стало основной темой творчества русского романтика Ивана Айвазовского — за свою жизнь он создал порядка шести тысяч марин. Мастер практически не работал на пленэре, предпочитая делать с натуры схематичные рисунки, которые затем использовал в мастерской. Художник писал стремительно и нередко заканчивал работу за один сеанс. Эффекта прозрачности воды он добивался с помощью лессировки, умело распределяя слои краски по холсту.

Иван Айвазовский стал наставником целой плеяды выдающихся русских живописцев, куда входили:

  • Архип Куинджи (1842-1910 гг.);
  • Лев Лагорио;
  • Константин Богаевский;
  • Адольф Фесслер;
  • Алексей Саврасов (1830-1897 гг.).

Новаторские живописные техники импрессионистов подняли маринистику на новый уровень. Чистые и яркие краски, раздельное наложение мазков, отказ от лессировки — эти приемы позволили передать на холсте изменчивость водной стихии. Начало импрессионизму положил Клод Моне (Claude Monet), когда показал на Парижской выставке свои работы с видами Гаврского порта. Побережье, гавани и пляжи стали излюбленными сюжетами живописца, его шедевры поражают свежестью цвета и мастерски переданным ощущением вибрации воздуха над водой.

Клод Моне (Франция)

Когда пейзажи знаменитого импрессиониста Клода Моне (Oscar-Claude Monet) попадают на торги, они автоматически становятся топ-лотами предстоящего аукциона. По итогам, цена картины зачастую в несколько раз превышает предположительную стоимость. Полотна этого французского художника — выгодное вложение средств. Они вызывают ажиотаж среди истинных знатоков произведений импрессионистов. Пейзажи живописца — достояние общественности, они находятся в крупных музеях изобразительного искусства и в картинных галереях. На самом деле работы Моне бесценны.

Наиболее известные его пейзажи: «Впечатление. Восходящее солнце» (название этого полотна стало впоследствии ассоциироваться с целым художественным направлением), «Водяные лилии», «Гавань», серии «Стога», «Тополя», «Венеция».

Иван Айвазовский

Ивана Айвазовского возвели в ранг самого известного художника-мариниста 19 века. Любимая героиня, присутствующая на большинстве полотен, — морская стихия. В своих работах часто применял технику лессировки. Из-за этого «волна Айвазовского» становится нарицательным термином в искусстве. Интересно то, что Айвазовский почти никогда не писал морские пейзажи с натуры. Он был уверен в том, что стихия крайне изменчива. Художник писал легко и быстро, его наследие впечатляет — потомкам оставил более 6 000 живописных работ. Сейчас его полотна на аукционах оцениваются очень дорого.

Самые известные картины Айвазовского: «Лунная ночь на Босфоре», «Девятый вал», «Черное море».

Последние статьи

  •   Как древний языческий храм стал крепостью первых чайлдфри, при чем тут святой Грааль и другие тайны замка Монсегюр сегодня, 09:51
  •   Непрощенные обиды звезды «Кабачка «13 стульев»: Почему Ёла Санько молчала о своем муже, Яне Арлазорове сегодня, 09:05
  •   Почему картина «Положение во гроб» стала единственной работой Караваджо, которой восхищались критики и церковь 25.09.2020, 21:05
  •   Как в 1920-х русские летали на ярмарку, или Каким был Аэрофлот, когда он ещё был Добролетом 25.09.2020, 18:21
  •   Какие тайны хранит самая модная достопримечательность эпохи Просвещения: Безумное творения гения архитектуры Дезерт де Рец 25.09.2020, 15:49
  •   Как мальчик из бедной семьи стал гордостью Российской империи: Скульптор Марк Антокольский 25.09.2020, 14:45
  • +1   Главная женщина в жизни ловеласа и кутилы Леонида Маркова: Непростая судьба талантливого артиста 25.09.2020, 13:37
  •   10 любимых книг голливудских звёзд, которые они рекомендуют прочесть своим поклонникам 25.09.2020, 11:43
  •   Почему актриса Валентина Титова осталась в тени гениев и так и не обрела личное счастье 25.09.2020, 10:22
  •   От «Уроков французского» до тети Аси: Как роль в рекламном ролике сломала актерскую судьбу Татьяны Ташковой 25.09.2020, 08:45

Все статьи

Последние статьи

  •   Какие тайны хранит самая модная достопримечательность эпохи Просвещения: Безумное творения гения архитектуры Дезерт де Рец сегодня, 15:49
  •   Как мальчик из бедной семьи стал гордостью Российской империи: Скульптор Марк Антокольский сегодня, 14:45
  •   Главная женщина в жизни ловеласа и кутилы Леонида Маркова: Непростая судьба талантливого артиста сегодня, 13:37
  •   10 любимых книг голливудских звёзд, которые они рекомендуют прочесть своим поклонникам сегодня, 11:43
  •   Почему актриса Валентина Титова осталась в тени гениев и так и не обрела личное счастье сегодня, 10:22
  •   От «Уроков французского» до тети Аси: Как роль в рекламном ролике сломала актерскую судьбу Татьяны Ташковой сегодня, 08:45
  •   Почему на протяжении всей истории мужчины объедают женщин и чем это грозит 24.09.2020, 23:19
  •   8 звёздных разлучниц, которые сами стали «брошенками»: Ольга Бузова, Наташа Королева и другие 24.09.2020, 19:09
  •   Как в Средневековье неверных жён уличали в измене, или Секрет детектора лжи на картине Кранаха «Уста истины» 24.09.2020, 18:18
  • +1   Как выглядит и живёт в наши дни забавная девчушка из музыкальной комедии «Чародеи»: Аня Ашимова 24.09.2020, 16:11

Все статьи

История гуаши и знаменитые художники-гуашисты

Краски гуашевого типа появились ещё в Древнем мире. В Средние века их широко использовали европейские и персидские миниатюристы. В эпоху Возрождения гуашь была одним из основных инструментов в арсенале авторов книжных и портретных миниатюр, но всё же она довольно долго считалась вспомогательным изобразительным средством. Большинство художников-гуашистов применяли её для эскизов.

Интерес к гуаши повысился в конце XIX века, когда нарастали модернистские тенденции, и авторы искали новые средства выражения. На рубеже XIX-XX веков интерес к гуашевым техникам был максимально высок, это направление искусства переживало расцвет. К примеру, в начале XX столетия Пабло Пикассо (Pablo Picasso) написал «Мальчика с собакой».

В этот период работали и художники «Мира искусства», которые внесли большой вклад в развитие данного вида искусства: они использовали гуашь для создания и станковых произведений, и эскизных набросков, и декораций, и плакатной графики.

К гуаши прибегали многие известные художники. В их числе:

  • Уинслоу Хомер — один из основоположников реализма в искусстве США;
  • Джон Сингер Сарджент (John Singer Sargent) — известный представитель Belle Époque;
  • Поль Синьяк — выдающийся художник-неоимпрессионист;
  • Пабло Пикассо — основоположник кубизма;
  • Валентин Серов — один из ведущих художников русского модерна и импрессионизма;
  • Александр Бенуа — основатель «Мира Искусства»;
  • Борис Кустодиев — самобытный певец русской души.

Последние статьи

  •   Как древний языческий храм стал крепостью первых чайлдфри, при чем тут святой Грааль и другие тайны замка Монсегюр сегодня, 09:51
  •   Непрощенные обиды звезды «Кабачка «13 стульев»: Почему Ёла Санько молчала о своем муже, Яне Арлазорове сегодня, 09:05
  •   Почему картина «Положение во гроб» стала единственной работой Караваджо, которой восхищались критики и церковь 25.09.2020, 21:05
  •   Как в 1920-х русские летали на ярмарку, или Каким был Аэрофлот, когда он ещё был Добролетом 25.09.2020, 18:21
  •   Какие тайны хранит самая модная достопримечательность эпохи Просвещения: Безумное творения гения архитектуры Дезерт де Рец 25.09.2020, 15:49
  •   Как мальчик из бедной семьи стал гордостью Российской империи: Скульптор Марк Антокольский 25.09.2020, 14:45
  • +1   Главная женщина в жизни ловеласа и кутилы Леонида Маркова: Непростая судьба талантливого артиста 25.09.2020, 13:37
  •   10 любимых книг голливудских звёзд, которые они рекомендуют прочесть своим поклонникам 25.09.2020, 11:43
  •   Почему актриса Валентина Титова осталась в тени гениев и так и не обрела личное счастье 25.09.2020, 10:22
  •   От «Уроков французского» до тети Аси: Как роль в рекламном ролике сломала актерскую судьбу Татьяны Ташковой 25.09.2020, 08:45

Все статьи

А теперь отправимся на российские просторы…

Один из самых известных русских художников, сосредоточившихся на изображении природных картин, — Исаак Ильич Левитан. Тонким лиризмом наполнены:

  • звучащий лёгкой романтической грустью «Осенний день. Сокольники»;
  • прозрачная, залитая светом «Берёзовая роща»;
  • звенящий капелью, дарящий надежду «Март»;
  • драгоценная «Золотая осень»;
  • бесконечная, уходящая вдаль «Владимирка»;
  • таинственная глубина «У омута»;
  • струящаяся меж старыми стволами «Тропинка в лиственном лесу»;
  • золотистый, умиротворённо-нежный «Вечерний звон».

Ещё один великий живописец-пейзажист — Иван Иванович Шишкин, певец величия и могучего духа русской природы. Его кисти принадлежат такие шедевры, как:

  • окутанный летним теплом и щебетом птиц «Ручей в берёзовом лесу»;
  • бесконечные, бескрайние «Лесные дали»;
  • могучая «Дубовая роща»;
  • затерянная «Строжка в лесу»;
  • наполненная величием и гармонией «Опушка леса»;
  • и, конечно же, знаменитое «Утро в сосновом лесу».

Хрестоматийной стала и картина «На севере диком…» Её регулярно берут для иллюстрации лермонтовского стихотворения.

Иван Константинович Айвазовский направил свой блистательный талант на отображение красоты моря. Он вдохновенно писал бушующую, грозную стихию, опасную и величественную. Такой она предстаёт в «Девятом вале», «Гневе морей».

Есть у мариниста и произведения, где морская гладь умиротворена. Например, тихо опускается закат на картине «Сумерки в бухте Золотой Рог», спит «Константинополь при лунном освещении»…

Отдельную группу представляют батальные произведения, где волнение неба и моря передают напряжение битвы.

Своеобразна манера Архипа Ивановича Куинджи — гения панорамных пейзажей. Его работы лаконичны, минималистичны и напоминают чеховскую фразу о том, как блеск бутылочного горлышка и тень от мельничного колеса создают полную картину лунной ночи. Такова и «Лунная ночь на Днепре» Куинджи.

Художник словно с высоты глядит на невообразимые просторы, птицей пролетая над землёй.

В числе хрестоматийных пейзажей — «Грачи прилетели» Алексея Кондратьевича Саврасова.

Ему удавалось наполнить лиризмом виды, к которым просится эпитет «унылые». Но это унылость пушкинская: «Очей очарованье…»

Эпические, панорамные пейзажи создавал Михаил Константинович Клодт. Его полотна, как и у Куинджи, — это взгляд на бескрайние просторы.

Даже такой банальный сюжет, как «Коровы на водопое» у Клодта становится панорамно-эпическим.

Лирикой и ностальгией наполнены произведения Василия Дмитриевича Поленова: «Московский дворик», «Заросший пруд», «Бабушкин сад».

В его творчестве звучат нотки светлой печали, витает ощущение чего-то ушедшего и милого сердцу.

Виктор Михайлович Васнецов не работал в чистом пейзажном жанре, но природные виды играют огромную роль на его картинах.

Невозможно представить «Алёнушку» или «Иван-царевича на Сером Волке» без окружающей их природы!

Точно так же и у Василия Ивановича Сурикова ландшафт — неотъемлемая часть сюжета.

Зимний мороз окутывает увозимую в ссылку «Боярыню Морозову», разлетается снег во «Взятии снежного городка», покоряются человеку суровые горы в «Переходе Суворова через Альпы».

Пейзажные мотивы работают на атмосферу и у Карла Павловича Брюллова. Например, в «Итальянском полдне» или «Девушке, собирающей виноград в окрестностях Неаполя», виды создают ощущение экзотики, солнечной радости, ласковой жары и чувственности.

Эмоциональности добавляет стихия произведению Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Какие картины покупать……

Можно рекомендовать купить картины художников, которых нет в живых и, значит, они больше ничего не напишут. Можно присматриваться к художникам, которые активно участвуют в выставках: это значит, что в их продвижение вложено много сил и картины будут расти в цене. Но на каждую такую «закономерность» есть и обратный пример. Я могу вспомнить имена художников, которые хорошо продавались раньше и на кого сейчас нет спроса совсем. Это, как правило, художники из числа «ангажированных», которые всегда приветствуют партию и правительство. Да, им было заказано много работ, но сейчас этих заказов нет. Сменились вкусы сильных мира сего, и они больше не готовы их финансировать.

Ирина Антонова «Сны разной ритмичности»

Правда, и среди ангажированных есть примеры интересных художников. Можно не любить Никаса Сафронова за то, что он делает, подчиняясь конъюнктуре. Но у него много работ, которые показывают его совсем другим художником. Рубенс, Веласкес или Леонардо да Винчи – они все были ангажированы, всем художникам был нужен тот, кто в него инвестирует. Не было бы Щукина, возможно не было бы Матисса. Если бы не было меценатства, не было бы прекрасных полотен.

Иван Шишкин (Россия)

Пейзажи этого русского художника Ивана Шишкина завораживают. Их сложно спутать с работами других живописцев. И дело не только в узнаваемости природы средней полосы России. Его способность реалистично воспроизводить лес на картинах восхищает. Смотря на полотно, возникает ощущение, что оказываешься в сосновом бору; слышишь, как от ветра колышутся кроны деревьев и падают шишки. Художник известен как один из основателей общества передвижников.

Особенности творчества Шишкина: эпический размах и скрупулезная точность в изображении. Все растения тщательно выписаны, его рисунки можно смело включать в ботанический атлас и по ним изучать строение деревьев и цветов.

Маринистика: история, художники и картины

Морской пейзаж вдохновлял еще художников античности, но на эллинских фресках природа была всего лишь фоном, на котором разворачивалось действие. В христианских сюжетах раннего Средневековья элементы морской тематики выполняли декоративную задачу, а техника была слишком примитивна. Первым образцом классической марины считается картина Корнелиса Антониса (Cornelis Anthonisz) «Португальский флот», написанная в 1520 году.

Морской пейзаж стал одной из главных тем творчества голландских художников во второй половине XVI века. Больших высот в пейзажной живописи достиг Питер Брейгель (Pieter Bruegel). В его реалистичных творениях природа выступает полноправным участником действия и придает эмоциональную окраску сюжету.

Подлинный расцвет жанра пришелся на Золотой век голландской живописи. В XVII веке Нидерланды располагали самым мощным военным и торговым флотом, поэтому сцены сражений на воде пользовались большой популярностью. Основоположник жанра Корнелис Вром (Cornelisz Vroom) большую часть своих полотен посвятил морским сражениям. Его манеру отличает тщательная прорисовка деталей парусников и виртуозная работа с цветом.

Со временем мода на голландскую живопись распространилась по всей Европе, и морская тематика заняла прочное место в творчестве европейских художников. Французский мастер Клод Лоррен (Claude Lorrain) жил и работал в Италии, где создавал совершенные пейзажи, пронизанные светом и покоем. В работах на античные и исторические темы он предпочитал изображать современные корабли.

Почитателем творчества Клода Лоррена и его последователем был маринист-классик Клод Жозеф Верне (Claude Joseph Vernet). После возвращения в Париж он написал серию из пятнадцати картин «Порты Франции», которые принесли ему известность

Верне акцентировал внимание на световоздушной среде, а сюжетами его работ становились морские виды, бури и кораблекрушения

Морские сражения между Англией и Францией в XVIII веке были источником вдохновения для маринистов обеих стран. Появились опытные мастера жанра, которые стремились как можно точнее изобразить боевые корабли, а к остальному подходили довольно формально. Английский мастер Николас Покок (Nicholas Pocock) родился в семье моряка и сам был капитаном торгового судна, поэтому в процессе работы над батальными сценами тщательно изучал планы сражений, состояние и внешний вид кораблей.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации